За 9 месяцев 2025 года по сети ОАО "РЖД" во всех видах сообщения было перевезено 5 млн 634,2 тыс. груженых и порожних контейнеров, сообщила пресс-служба компании.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ
С января по сентябрь перевезено на 4% контейнеров меньше, чем за аналогичный период 2024 года. Опубликованные результаты позволяют говорить о замедлении темпов снижения не только погрузки в целом, но и объемов контейнерных перевозок. Так, по подсчетам агентства InfraNews, в мае – июне снижение в среднем составило 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в сентябре – на 5% год к году.
Среднесуточная перевозка, сократившаяся до уровня менее 20 тыс. ДФЭ в июне, в сентябре восстановилась до 20,3 тыс. ДФЭ.
Лидерами по объемам стали химикаты и сода – 590,8 тыс. ДФЭ, лесные грузы – 446,8 тыс. ДФЭ, химические и минеральные удобрения – 337 тыс. ДФЭ. Максимальный прирост достигнут в перевозках цветных металлов (+28,6%), сахара (+26,8%) и категории "Остальные продовольственные товары" (+15,1%).
Обращают на себя внимание еще две тенденции. Первая: рост объема экспорта составил 7,8% и достиг 1 млн 322,2 тыс. ДФЭ, тогда как объемы во внутреннем сообщении с января по сентябрь снизились на 5,1% год к году – до 2 млн 213 тыс. ДФЭ.
Вторая: увеличение объемов грузов, перевезенных в контейнерах. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 4 млн 14,7 тыс. ДФЭ (-6,4% год к году). По весу это не слишком заметно – всего на 2,6% меньше прошлогодних показателей (59,9 млн тонн грузов).
СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Основной фактор спада в перевозках – ослабление внутреннего спроса на доставку в контейнерах, говорит заместитель директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. К этому привело совпадение трех обстоятельств: снижение потребительского спроса (во II и III кварталах в России фиксируется охлаждение розничного рынка, особенно в сегментах бытовой техники, мебели, стройматериалов); отдельные фискальные меры (например, повышение утилизационных сборов на автомобили, которое сильно ударило по спросу, перевозки автомобилей и комплектующих показали наихудший результат за 9 месяцев, упав на 42,2% год к году); сокращение инвестиций и строительной активности привели к снижению перевозок цемента, металлоконструкций, оборудования.
ЭКСПОРТ НЕ ПОМОГ
Увеличение экспортных потоков не может компенсировать падение объемов внутренних перевозок, констатирует Игорь Смирнов. Рост происходит в основном за счет сырьевых и полуфабрикатных грузов (древесина, удобрения, агропродукция), которые не всегда обеспечивают высокий объем в ДФЭ.
Контейнерные потоки в Китай и другие азиатские страны через погранпереходы и порты Дальнего Востока достигли насыщения – мощности терминалов и вагонного парка работают на пределе. Перевозки через Северо-Запад и Азово-Черноморский бассейн не всегда рентабельны для грузоотправителей, когда основные партнеры находятся в Восточной Азии, отмечает эксперт.
Транзит тоже не исправляет ситуацию. На направлении Китай – ЕС – Китай он продолжает снижаться, а рост потока из Белоруссии стабилизировался, так как весь возможный транзит оттуда уже переключился на российскую инфраструктуру в прошлые годы.
По мнению Игоря Смирнова, на сегодняшнее положение вещей повлияли макроэкономический фон и логистика внешней торговли. Ослабление рубля этим летом привело к удорожанию импортной продукции, которая в основном перевозится в контейнерах. Рост стоимости морского фрахта и удлинение логистических цепочек усложнили планирование мультимодальных перевозок.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок 1520 |
08.10.2025 |