01-10-25 / 2025
Новости отрасли
Казахстан расширяет транзитные пути

АО "НК "Казахстан темир жолы" досрочно завершило работы по строительству вторых путей на участке Достык – Мойынты. Это позволит нарастить транзит на маршруте Китай – Европа – Китай, проходящем через территорию России, и создаст условия для развития международного транспортного коридора Север – Юг.

ВТОРАЯ ЛИНИЯ

Об открытии второй линии железной дороги Достык – Мойынты сообщил вчера президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев перед стартом VII Международного транспортно-логистического бизнес-форума New Silk Way. Он отметил, что после завершения работ объемы грузоперевозок на этом маршруте вырастут в 5 раз (с 12 до 60 поездов в сутки), что позволит сократить сроки доставки экспортных товаров и укрепить транзитный потенциал Казахстана.

Ранее ОАО "РЖД" и АО "НК "КТЖ" объявили о намерении развивать трансграничную торговлю, в том числе довести число передаваемых на стыковых пунктах поездов до 85 пар в сутки. Этот вопрос, в частности, обсуждался в ходе рабочей встречи главы ОАО "РЖД" Олега Белозерова с председателем правления АО "НК "КТЖ" Талгатом Алдыбергеновым, которая прошла в Москве 21 июля. Отмечалось, что реализации этих договоренностей будет способствовать завершение строительства вторых путей на участке Достык – Мойынты. По сообщению РЖД, благодаря развитию инфраструктуры и реализации ряда технологических мер компании совместно с казахстанскими коллегами удалось увеличить число передаваемых поездов до 75-77 пар в сутки по сравнению с 50-60 в прошлом году. Перевозки экспортных грузов через Казахстан в Китай выросли на 52%, до 2,9 млн тонн. "Строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты позволит существенно нарастить провозную способность как самого приграничного участка, так и всего коридора Россия – Казахстан – Китай", – отмечают в РЖД.

ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

"Расшивка узких мест на сети крайне важна для наращивания темпов освоения транзитного потенциала железных дорог Казахстана. Особенно это важно сейчас, в условиях растущего грузопотока при сохранении инфраструктурных ограничений", – полагает директор Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики к.э.н. Марат Зембатов.

По мнению эксперта, одновременно с работой по расширению пропускной способности необходимо проводить и модернизацию инфраструктуры межгосударственных стыковых пунктов (МГСП) на границе России и Казахстана. "МГСП Акбулак, Достык, Орск и другие формируют "узкое горлышко" восточной ветки МТК Север – Юг и китайского транзита через Казахстан", – говорит Марат Зембатов.

План мероприятий по повышению эффективности стыковых пунктов на 2026-2030 годы был подписан в ходе 16-го заседания совместной рабочей группы по стратегическому сотрудничеству РЖД и КТЖ во Владивостоке 16 сентября.

На данный момент в Казахстане реализуется сразу несколько проектов по модернизации участков железных дорог. Предполагается, что это позволит увеличить объем транзитных грузов и скорость перевозок, отмечает специалист по Центральной Азии, главный редактор проекта LogiStan.info Григорий Михайлов. По его мнению, завершение строительства вторых путей на отрезке Достык – Мойынты позволяет значительно нарастить объем грузоперевозок по маршруту Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия – ЕС.

"Публично в Казахстане чаще всего говорят о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута, но на практике реализация проекта Достык – Мойынты демонстрирует реальный интерес властей страны к развитию транзитного маршрута из Китая в Европу через территорию России", – констатирует эксперт.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

01.10.2025