Несмотря на структурные изменения во внешнеэкономических связях России и видимый поворот на Восток, логистика и экспортно-импортные потоки страны сталкиваются с устойчивыми вызовами. Общее падение грузооборота, рост издержек на фоне санкционного давления и ограниченное развитие новых направлений, таких как Африка, не позволяют говорить о полной адаптации к новой реальности. Эти и другие проблемы обсуждались на конференции "ВЭД-2025" в рамках Петербургского международного экономического форума.
По словам заместителя генерального директора по работе с клиентами "Канавара Логистик" Андрея Серебрякова, Россия все еще опирается на традиционных партнеров. Так, Китай занял лидирующую долю – более трети товарооборота. При этом Европа, несмотря на санкции, по-прежнему остается значимым торговым партнером: в первом квартале 2025 года экспорт в регион составил $14,5 млрд, а импорт – $15,8 млрд. Африка, в отличие от ожиданий, не стала заметной альтернативой. По словам эксперта, при экспорте на $5,1 млрд и импорте всего $1,1 млрд доля континента остается крайне незначительной: "Любое увеличение потока выглядит позитивно в процентах, но реальная объемная доля все еще мала", – подчеркнул он.
Внутри страны ситуация также не показывает признаков стабильности. В мае 2025 года погрузка на сети ОАО "РЖД" снизилась на 9,4% год к году, а грузооборот упал на 3,4%. По мнению Серебрякова, значительная часть клиентов уходит в автотранспорт: "Они могут перевезти товар дешевле, в то время как РЖД продолжает повышать тарифы".
Грузоперевозки из Китая демонстрируют неоднозначную динамику. Хотя контейнерооборот вырос на 0,5% за январь-апрель, общее падение грузовой базы и индекс деловой активности ниже 50 пунктов указывают на стагнацию. Повышение ставок по направлениям из КНР в российские порты, как отметил Серебряков, пока не отражает рыночную необходимость, а скорее "пробу пера": "Общих предпосылок для устойчивого роста пока нет".
Кроме того, эксперты указали на системные риски, влияющие на всю логистическую отрасль. Это, в первую очередь, геополитическая нестабильность, растущие санкции, укрепление рубля и высокая стоимость заимствований. Не менее остро стоит проблема фискального давления и непредсказуемости постконтроля: "Сегодняшняя система не позволяет импортеру учесть потенциальные риски в себестоимости товара", – объяснил Серебряков.
Также он выделил отсутствие единой трактовки законодательства между ФТС и Минфином, что приводит к судебным спорам, а также резкое увеличение затрат на маркировку по системе "Честный знак" и экологический сбор, который с 2026 года увеличится в 10 раз. Эти факторы дополнительно усложняют планирование и ведение внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, несмотря на адаптационные шаги и переориентацию внешней торговли, российская логистика и ВЭД продолжают функционировать в условиях многослойного давления. Расширение новых направлений, таких как Африка, требует не только политической воли, но и инфраструктурной поддержки, а логистическому сектору необходимо долгосрочное регулирование, учитывающее реальную экономическую нагрузку.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
20.06.2025 |