28-11-25 / 2025
Новости отрасли
Как в этом году изменились условия перемещения вагонов?

С мая перевозчик может перемещать порожние вагоны с припортовых станций без согласия оператора на неограниченные расстояний. На какие юридические аспекты стоит обратить внимание собственникам вагонов, чтобы защитить свои интересы?

Как известно, с припортовых железнодорожных станций порожние грузовые вагоны без оформленных перевозочных документов и без согласия оператора вагонов могут быть перемещены на любую удобную станцию для размещения их там для отстоя при условии оплаты оператором расходов на перемещение, а также простой. Перечень припортовых железнодорожных станций утверждается Минтрансом России и публикуется на официальном сайте Росжелдора.

Условия такого перемещения вагонов урегулированы статьей 44 федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее – Устав), а также Правилами перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 №1180, которые с мая 2025 года претерпели некоторые изменения.

Дело в том, что с мая для перевозчика были сняты ограничения по предельному расстоянию перемещения вагонов. Ранее допускалось следующее их перемещение:

– в пределах 1000 км с припортовой железнодорожной станции Дальневосточного бассейна;

– в пределах 500 км от остальных припортовых железнодорожных станций.

Эти изменения – законодательная инициатива о внесении изменений в ст. 44 Устава, которая предоставляет перевозчику право на свободное перемещение порожних вагонов без оформленных перевозочных документов не только с припортовых, но и иных станций – являются дополнительным финансовым обременением для оператора вагона.

Напомним, что для перемещения порожнего грузового вагона необходимо:

– решение перевозчика;

– уведомление владельца вагона о предстоящем перемещении.

П.10 Правил перемещения предусмотрен обязательный порядок уведомления владельца вагона о предстоящем перемещений, правда, без обязательного получения его соответствующего согласия, но с четким урегулированием временных требований.

Перевозчик уведомляет владельца вагонов с помощью электронных средств связи о предстоящем перемещении порожних вагонов не позднее чем через 3 часа после подачи таких вагонов без перевозочных документов на пути общего пользования припортовой станции, но не менее чем за 12 часов до принятия таких вагонов для перемещения, в течение которых владелец вагонов должен предъявить порожние вагоны для перевозки.

Таким образом, перевозчик предоставляет владельцу временной люфт для распоряжения порожним вагоном во избежание последствий его перемещения.

Также Правилами перемещения определено (п. 11), что порядок уведомления о перемещении порожних вагонов определяется договором между владельцем вагонов и перевозчиком об электронном документообороте. В случае отсутствия такого договора уведомление размещается на официальном сайте перевозчика либо направляется электронным способом.

Важно, что соблюдение данных условий является надлежащим уведомлением о предстоящем перемещении в суде. Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 11.08.2023 по делу №А73-17354/22 посчитал надлежащим уведомлением владельца подвижного состава о предстоящем перемещении путем размещения соответствующего сообщения в АС ЭТРАН.

То есть условия для отправления вагона в перемещение это:

– истечение 12-ти часового срока на рассмотрение уведомления о предстоящем перемещении;

– отсутствие на рассмотрении запроса-уведомления;

– отсутствие согласованного перевозчиком запроса-уведомления на перевозку вагонов.

Важно, что п. 21 Правил перемещения установлено, что плата за перемещение порожних грузовых вагонов не взимается, если перевозчик или владелец инфраструктуры не уведомил владельца вагонов о перемещении, за исключением случая, когда владелец не уведомлен по зависящим от него причинам, либо переместил вагоны ранее истечения установленного 12-часового срока после направления уведомления.

Что касается правил изменения перевозчиком условий перемещения порожних вагонов без оформленных перевозочных документов с припортовой железнодорожной станции:

1. Закреплено право перевозчика на изменение станции перемещения. Для этого необходимо направить уведомление владельцу вагона не менее чем за 6 часов до перемещения.

2. Также возможно изменение условий перемещения при наличии обстоятельств непреодолимой силы (ст. 29 Устава). Перевозчик вправе отказаться от перемещения, о чем уведомляет владельца. Вагоны размещаются на путях припортовой станции.

3. В процессе перемещения вагонов изменение станции перемещения не допускается, за исключением действий обстоятельств непреодолимой силы и решения Росжелдора по установлению сроков действия прекращения и ограничения погрузки на сети.

4. Владелец вагона может до прибытия вагонов на станцию перемещения обратиться к перевозчику с запросом-уведомлением на перевозку вагонов со станции перемещения или промежуточной станции на маршруте следования. Перевозчик вправе согласовать такую перевозку до прибытия вагонов на станцию перемещения в соответствии правилами переадресовки порожних грузовых вагонов.

Позиция суда относительно обоснованности перемещения перевозчиком порожнего вагона и взимание платы:

– при соблюдении перевозчиком формальных требований действия по перемещению вагонов признаются законными;

– при нарушении порядка уведомления собственника вагона либо установления факта незаконного отклонения перевозчиком запросов суды отказывают перевозчику во взыскании платы/удовлетворяют требования владельца о взыскании неосновательного обогащения по списанию с ЕЛС платы за перемещение.

В случае эвакуации порожнего вагона перевозчиком на длительное расстояние (более 1000 км), в суде перевозчик должен будет обосновать целесообразность перемещения вагона на столь длительное расстояние, а также доказать отсутствие дополнительного полигона для отстоя вагона на более коротком расстоянии, чтобы опровергнуть злоупотребление правом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер28.11.2025