05-12-25 / 2025
Новости отрасли
Как логистическому бизнесу выбрать оптимальный режим налогообложения в связи с новой реформой?

В 2026 году вступит в силу ряд изменений в рамках налоговой реформы. Снизится годовой лимит для применения патентной системы налогообложения в 3 раза (60 млн руб. -> 20 млн руб.). НДС вырастет с 20% до 22%. Хорошая новость, что в рамках второго и третьего чтения законопроекта по налоговой реформе вид деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов" решили не исключать из списка разрешенных для ПСН. Анастасия Моргунова, сооснователь и директор по продукту бухгалтерии для бизнеса "Мое дело", рассказала, как отрасль может максимально безболезненно адаптироваться к изменениям.

– Как налоговая реформа повлияет на рынок логистики и перевозку всеми видами транспорта? Что будет с крупными и небольшими компаниями?

– В 2026 году рынок логистики ждет турбулентность, так как налоговая реформа увеличит нагрузку на сектор.

Влияние реформы на разные компании будет неодинаковым. Основной удар придется по микробизнесу, так как именно в этом сегменте чаще всего и применялась патентная система налогообложения (ПСН).

Полное исключение вида деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов" не попало в принятую версию реформ, в окончательный текст законопроекта вошло только снижение лимитов: с 60 до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн рублей в 2027 году, до 10 млн рублей в 2028 году. Это означает, что в 2026 году все еще можно получить патент, но здесь есть нюанс – если в 2025 году перевозчик превысил лимит, то право на применение ПСН в 2026 году он теряет.

Снижение лимитов ударит по небольшим грузоперевозчикам – многие ИП, ранее работавшие на патенте, будут вынуждены перейти на другой налоговый режим – УСН или ОСН. Это изменит административную нагрузку и налоговый учет. Потребуется сдавать декларации, станет больше отчетности. Переход на другие налоговые режимы сделает компанию плательщиком НДС – 22% на ОСН или 5% (7%) на УСН. Это один из самых сложных налогов, поэтому если предприниматель на патенте мог вести учет сам, то теперь потребуется нанимать бухгалтера или пользоваться бухгалтерскими онлайн-сервисами.

Крупный бизнес пострадает меньше. Для крупных транспортно-логистических компаний основное изменение – повышение ставки НДС с 20% до 22%. Для того чтобы нивелировать увеличение налоговой нагрузки, грузоперевозчики будут пересматривать тарифы, оптимизировать другие расходы. Важно качество электронного документооборота, применение электронных транспортных накладных, корректность заполнения первичной документации.

– Как изменения повлияют на рынок логистики?

– Во-первых, вырастут тарифы. Столкнувшись с увеличением налоговой нагрузки, компании будут вынуждены пересматривать тарифы, так как сохранение текущих приведет к снижению маржи. Однако, рост тарифов повлечет за собой падение спроса.

Сокращение количества малых и микропредприятий. Часть малых предприятий уйдет с рынка. Особенно в тех отраслях, где грузоперевозчики работают с небольшой маржой, например, в локальных грузоперевозках.

Консолидация рынка. Рынок будет консолидироваться вокруг крупных компаний, они будут поглощать мелких грузоперевозчиков. Также можно ожидать и слияния небольших транспортно-логистических компаний и ИП.

– Есть ли способы обхода и сохранения устойчивости?

– Для того, чтобы сохранить устойчивость, стоит заранее подготовиться к работе в новых условиях – выбрать подходящий режим налогообложения (УСН или ОСН), выяснить все тонкости работы на этих режимах, так как могут появиться новые обязанности. Например, на УСН декларацию подают раз в год, а ежеквартально – уведомление об исчисленных суммах. НДС платят ежемесячно, а декларацию подают раз в квартал. По налогу на прибыль крупные компании платят ежемесячные авансовые платежи и представляют налоговые расчеты.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, стоит проанализировать доходы, расходы, договора с контрагентами.

УСН "доходы" подходят для ИП и ООО с небольшим автопарком и доходом до 490,5 млн рублей (лимит применения УСН с 2026 года). Однако, если грузоперевозчик на УСН платит НДС по спецставке, он не может применять входящий налог к вычету. Поэтому платить НДС по ставке 22%, зачастую, бывает выгоднее, так как налоговая нагрузка сокращается на сумму входящего налога.

УСН "Доходы-расходы" подходит для компаний, где доля затрат превышает 60% выручки. Здесь важно тщательно фиксировать и документально подтверждать все расходы – на топливо, ремонт, лизинг, страховку и т.д.

ОСН подходит компаниям, которые сотрудничают с крупными клиентами, которым важна возможность возмещать НДС по расходам. При этом контрагент может принять НДС по расходам не только при работе с организациями на ОСН, но и при сотрудничестве с теми, кто применяет УСН с НДС: если ставка 22%, то вычет принимается по ставке 22%, а при льготных ставках – соответственно по 5% или 7%. На ОСН проще оптимизировать налог на прибыль за счет создания налоговых резервов.

Также заранее стоит проанализировать договоры, тарифы, обсудить новые условия с контрагентами и заключить дополнительные соглашения. Стоит также учесть, как рост налоговой нагрузки повлияет на денежные потоки в компании. Например, НДС платят ежемесячно, а не по факту поступления оплаты. Это может повлиять на оборотные средства и привести к кассовым разрывам. Чтобы этого избежать, стоит создать резервный фонд, который повысит устойчивость компании в случае сокращения выручки.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

05.12.2025