В РЖД внедряются технологии интервального регулирования. Одна из них – "Виртуальная сцепка" (ВСЦ). Она предполагает синхронное движение на минимальном расстоянии двух грузовых поездов, управляемых из кабины впереди идущего локомотива по радиоканалу.
Елена Бабкина, специалист 1-й категории отдела научно-технических программ Департамента технической политики
Программа совершенствования и развития технологии "Виртуальная сцепка" имеет горизонт планирования до 2025 года и определяет взаимодействие подразделений РЖД, научных институтов и российских промпредприятий. Оборудование для реализации виртуальной сцепки разработано отечественными компаниями, разработку и отладку технологии провел коллектив АО "НИИАС".
Сцепка Восточного полигона
Преимущество сцепки заключается в уменьшении интервала попутного следования поездов и повышении скорости их движения на желтый сигнал светофора более чем до 60 км/ч. С помощью ВСЦ можно на 10-15% увеличить пропускную способность участка без строительства дополнительной инфраструктуры.
Устройствами ВСЦ оборудовано 1675 локомотивов 3ЭС5К в Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной дирекциях тяги. За период эксплуатации технологии выполнено безаварийно более 68 тыс. поездок. В среднем за одну поездку на один ведомый локомотив экономится 2,6% электроэнергии. Разработан график движения на 15 пар поездов в сутки в режиме ВСЦ на участке Мариинск – Тайшет – Карымская – Хабаровск-2 – Находка-Восточная протяженностью более 5700 км с межпоездным интервалом до 8 минут против 12 минут при существующей схеме пропуска поездов.
Новая система продолжает раскрывать свой потенциал. Так, 13 сентября 2023 года был отправлен пакет из пяти порожних поездов между Смоляниново и Облучье на расстояние более 1100 км, интервал между грузовыми поездами составил 9 минут. В ноябре 2023 года впервые провели пакет из пяти груженых поездов между станциями Хабаровск-2 и Ружино (протяженность участка 399 км), интервал следования составил 5 минут.
Новая степень автоматизации
Продолжаются испытания и исследовательские работы, направленные как на расширение географии использования, так и на развитие технологических возможностей ВСЦ.
В сентябре 2024 года в границах Западно-Сибирской и Свердловской дорог запланирована организация пакетного пропуска поездов на полигоне Инская – Балезино с применением каналов передачи данных сети технологической радиосвязи цифрового стандарта DMR. Выбор полигона обусловлен наличием зоны сплошного покрытия цифровой сетью передачи данных, охватывающей почти 300 км протяженности пути. Наличие устойчивой цифровой связи позволяет повысить степень автоматизации операций, выполняемых сегодня вручную диспетчерским персоналом и локомотивными бригадами на Восточном полигоне, где сплошное покрытие цифровой сетью отсутствует. Приоритет внедрения цифровых стандартов связи вкупе с повсеместно используемой аналоговой поездной радиосвязью, не позволяющей передавать данные, – ключевое условие перехода на современные системы управления поездопотоками.
Также перспективное направление развития технологии – автоматизация сквозного пропуска поездов с заездом на боковые пути с использованием аппаратуры путевых генераторов и станционных устройств САУТ ЦМ/НСП. Это уменьшает время задержки второго поезда у входного сигнала за счет автоматической передачи маршрута приема и определения скорости прибытия и времени подхода к входному светофору второго и последующих поездов.
Первые испытания функции передачи на локомотив данных о маршруте приема и прибытия на станцию по радиоканалу в автоматизированном режиме были проведены в 2022 году на КрЖД. По итогам разработаны и утверждены технические решения для Восточного полигона. Для синхронизации работ по обеспечению функций автоведения по прибытию поездов в режиме ВСЦ на станцию, в том числе на боковые пути, в 2024 году планируется рассмотреть вопросы оборудования технических станций и парка тягового подвижного состава Восточного полигона устройствами САУТ-ЦМ/НСП и системами передачи информации на локомотивы посредством радиоканала, а также устройствами цифровой сети технологической радиосвязи.
Теперь и пассажирские поезда
Технология ВСЦ направлена на повышение пропускной способности независимо от вида движения – грузового или пассажирского. Первым полигоном опробования ВСЦ для пассажирских поездов станет направление центр – юг. Уже начаты работы по имитационному моделированию работы участков и станций для формирования технических предложений по исключению барьерных мест.
Совершенствование технологий интервального регулирования неотделимо от реализации многих научно-технических проектов компании: это автоматизированное управление электропоездами "Ласточка" на Московском центральном кольце, российская система управления движением на создаваемой высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, цифровая железнодорожная станция. Интеграция виртуальной сцепки в инфраструктуру и подвижной состав станет новым уровнем эффективного и высокотехнологичного управления перевозками.
Елена Бабкина, специалист 1-й категории отдела научно-технических программ Департамента технической политики
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 14.05.2024 |