17-01-25 / 2025
Новости отрасли
Импортеры грузы железнодорожной сети не отдают

Импортеры из Китая рассказали РЖД-Партнеру о предварительных итогах ушедшего года.

До 65% снизилась доля железнодорожных перевозок в структуре импорта из Китая в 2024 году, для сравнения – годом ранее показатель находился на уровне 75%, об этом РЖД-Партнеру рассказали в компании Holding Finance Broker. Объем автоперевозок из Китая в Росси за год вырос с 7% до 10%, морские автоперевозки увеличились с 8% до 10%, а авиаперевозки – с 5% до 7%.

Восточный полигон как узкое горло

Проблемы Восточного полигона и большое количество конвенций, снизивших пропускную способность железных дорог, привели к тому, что по результатам ноября 2024 года погрузка на сети РЖД снизилась на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Сергей Поляков, заместитель генерального директора компании Holding Finance Broker.

По данным компании в минувшем году вырос спрос на автомобильные перевозки в Китай и в Казахстан. Только в этой компании по результатам девяти месяцев 2024 года спрос на автоперевозки вырос на 42%. Здесь не исключают, в будущем году тренд сохранится. Свой прогноз Сергей Поляков объясняет так, имеющаяся транспортная инфраструктура не справляется с растущим грузопотоком.

"Основной грузопоток с Китаем идет через Приморские порты, а их мощность превышает возможности Восточного полигона железной дороги. Для сравнения: в 2023 году грузооборот Дальневосточных портов составил 238,1 млн тонн, а пропускная способность железной дороги – 173 млн тонн. При этом порты загружены не на полную мощность. Такая ситуация приводит к задержкам грузов, вынуждает грузоотправителей искать новые возможности для доставки", – рассказывает Сергей Поляков.

В наступившем 2025 году объем железнодорожных перевозок восстановится, уверяет бизнесмен. Во-первых, железнодорожный транспорт традиционно играет большую роль в российских грузоперевозках и выбор грузоотправителей отчасти связан с особенностями внутренних транспортных путей, которые стыкуются с международными коридорами.

"Также не все виды грузов разрешено перевозить автомобильным транспортом, например, наливные, сыпучие. Это будет стимулировать спрос на ж/д перевозки. Восстановлению погрузки будет способствовать и модернизация ж/д инфраструктуры. В этом году заканчивается второй этап работ на Восточном полигоне, а к 2030 году планируется нарастить его мощность до 210 млн тонн", – рассуждает С. Поляков.

Автомобили – везут и ввозятся

Более 4,4 тыс. контейнеров ввезла компания Holding Finance Broker в 2024 году. Годом ранее на 31% меньше, 3,3 тыс. контейнеров.

"Устойчивый тренд – увеличение объемов контейнерных перевозок. По прогнозам, к 2035 году они составят 10,1 млн TEU. Сейчас самый большой объем экспортной и импортной перевалки проходит через порты Приморья. Высокая загруженность железной дороги и погранпереходов стимулирует развитие альтернативных направлений: порты Балтики, Новороссийск, маршрут Ченаи – Владивосток, Северный морской путь, МТК "Север-Юг", в том числе, транскаспийской ветки, которая соединяет порты Индии, Ирана, и российские порты Астрахань, Оля, Махачкала", – комментирует статистику С. Поляков.

Наибольший объем грузоперевозок, как и в 2023 году, пришелся на автомобили, потребительские товары, машины и промышленное оборудование, потребительская электроника, дорожно-строительная техника. Однако их доли перераспределились. Доля ввоза автомобилей, запчастей, мототехники выросла на 5%, в 2023 году на них приходилось 40% всех ввозимых компанией товаров, в 2024 году – 45%.

Потребительские товары сохранили второе место в структуре грузоперевозок компании, так как они традиционно имеют весомую позицию в импорте из Китая. При этом их доля в 2024 году сократилась на 10%, и составила 25%.

На 10% увеличилась доля импорта промышленного оборудования и аппаратуры (15%). Также импортеры нарастили ввоз электроники, бытовой техники, гаджетов (10% против 5% в 2023 году). На российском рынке сохраняется стабильный спрос на потребительскую электронику китайских брендов.

Китайские компании наращивают ввоз продукции в Россию, расширяют ассортимент. Замкнула пятерку лидеров импортируемых товаров дорожно-строительная техника (5%). Несмотря на возникающие барьеры, экспорт Поднебесной процветает, рассказывает генеральный директор Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

"2024 год оказался рекордным по объемам товарооборота Китая с Россией. Это видно и в общей динамике, и по данным нашей компании. При этом темпы роста по сравнению с предыдущим периодом замедлились. Это связано с санкционным давлением, сложностями во взаиморасчетах, перегрузкой транспортной инфраструктуры. Несмотря на имеющиеся сложности, российские и китайские компании находят возможности для работы в непростых условиях", – утверждает она.

Также увеличился спрос на перевозку сборных грузов. На них пришлось 8% всех перевозимых контейнеров. В 2023 году доля сборных грузов составляла 5%. Это связано со стремлением продавцов оптимизировать затраты на логистику, развитием маркетплейсов.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

17.01.2025