05-08-25 / 2025
Новости отрасли
Грузы в июле на РЖД: что-то неладно в датском королевстве

Спад в железнодорожной погрузке в июне 2025 года (92,1 млн т, -5,4% к аналогичному периоду прошлого года) связан с двумя обстоятельствами. Во-первых, непростой ситуацией в российской экономике. А во-вторых, – ситуацией на РЖД.

В экономике не все так уж плохо

Согласно исследованию S&P Global, индекс PMI обрабатывающих отраслей промышленности России в июле 2025 года снизился до 47%. Это на 0,5 п. меньше, чем было в июне и на 2,7 п. ниже показателя за май 2025 года. Спад активности во многом аналитики объяснили сокращением поступления новых заказов и слабым спросом со стороны клиентов.

Правда, не все так уж плохо. По информации Росстата, в июле 2025 года индекс предпринимательской уверенности в России в добывающих отраслях вырос на 1 п. В мае, напомним, улучшение в значительной степени было достигнуто за счет роста новых экспортных заказов. А июль в этом плане – месяц неопределенности.

Логистика в очередной раз трансформируется под давлением санкций против РФ. И пока сложно сказать, к чему это приведет. Эксперты дают прогнозы, схожие с анекдотом про моллу Насреддина, который, предсказывая погоду, говорил, что дождя не будет, а его жена – наоборот, утверждала, что дождь пойдет. И кто-то из них двоих всегда оказывался прав. Аналогично – в экономике РФ то ли всерьез началась рецессия, то ли страна вступила в кратковременный тренд спада при перегруппировке внутренних ресурсов.

Рынок покупателя

С одной стороны, ряд ключевых для РЖД отраслей сбавили обороты, а с другой – на фоне экономической адаптации заметен рост регистраций нового бизнеса в сфере логистики и добычи полезных ископаемых.

Как бы то ни было, рынок железнодорожных перевозок окончательно стал рынком покупателя, а не продавца. И если этого не замечать, то грузы продолжат переключаться с РЖД на авто, где сейчас образовался избыток предложения подвижного состава, о чем свидетельствует скопление большого количества фур и грузовиков на складах. Для их разгрузки дилеры вынуждены продавать тягачи существенно меньше их стоимости на начало текущего года. А ряд экспертов фиксируют продажи тягачей ниже их себестоимости на 28% – за 6-8 млн руб.

Как отмечают участники рынка, даже такие цены не стимулируют спрос из-за профицита парка и снижения ставок на перевозки. Дальнобойщики охотно берутся за рейсы, которые ранее считались непривлекательными – на дальнем плече. К этому, правда, подталкивает снижение риска вернуться обратно порожними, поскольку у автоперевозчиков на ряде дальних маршрутов на юг и восток улучшился баланс между экспортом и импортом.

Расширился круг экспертов, которые говорят о том, что ОАО "РЖД" проигрывает конкуренцию автоперевозчикам. Об этом косвенно свидетельствует рост объемов перевозок в направлении Дальний Восток – Сибирь и центр РФ. "Автоперевозчики предлагают рыночные ставки, железнодорожные операторы снизили ставки, но перевозчик имеет высокую индексацию своего тарифа. И при этом еще и вводит многочисленные ограничения на перемещения вагонов", – сообщил представитель крупного грузоотправителя.

И здесь мы переходим к другой части причин снижения погрузки.

Финансы на рельсах поют романсы

Финансовый отчет по РСБУ в I полугодии 2025 г. свидетельствует о том, что грузовой сегмент обеспечивает 78,4% от поступаемой выручки. Валовые доходы за счет индексации тарифа (на уровне выше, чем официальная инфляция в РФ) в нем выросли на 10,5%, а прибыль – на 13,5%. Однако чистая прибыль холдинга все равно снизилась в 22,6 раза – до 2,74 млрд руб. И для латания брешей в ОАО "РЖД" увеличили объем краткосрочных и долгосрочных обязательств заметно увеличился.

На таком фоне перевозчик стремится к максимальной экономии. В частности, вводит дополнительные неоплачиваемые выходные для сотрудников управленческого аппарата. С июля работники центрального офиса и управлений железных дорог оформляют по два дня отпуска за свой счет ежемесячно. Мера согласована с Роспрофжелом и не касается производственного персонала.

Снижен объем инвестиций не только в строительство новых объектов инфраструктуры, но и на текущие нужды холдинга. В том числе – на организацию процесса перевозок. Грузов отправляют меньше, вагоны загнаны на пути необщего пользования, сеть стала свободнее. Можно меньше тратиться не только на инфраструктуру, но и на тягу, что в свою очередь позволяет отчасти скомпенсировать потери от меняющейся логистики, которая требует маневров с распределением локомотивов на сети, и нехватку локомотивных бригад.

Правда, у выбранной стратегии перевозчиком имеется оборотная сторона медали: клиенты отвечают на нее отказами от отправок "неплановых" партий груза. Возникла коллизия: автоперевозчики везут так, как требуется клиенту, а на РЖД пытаются вынудить везти так, как укажет железнодорожный холдинг. Вопрос в том, насколько он будет настаивать на своем и дальше.

В июле возникший в результате этого дисбаланс усилился: ЦФТО разрабатывает планы по привлечению объемов погрузки на уровне, близком к прошлогоднему. Однако далее в холдинге начинают работать показатели экономии. И это отсекает часть объемов от отправки. Особенно на фоне усложнения процедур со сменой размеров партий, дат и направлений перевозок на споте. А в 2025 году доля спота в общих объемах транспортировок на РЖД возросла.

Что говорит перевозчик?

В холдинге все меньше комментируют динамику погрузки. В лучшем случае ссылаются на внешние обстоятельства. Неблагоприятная конъюнктура, как считают в ОАО "РЖД", сложилась у угольщиков, металлургов, в строительном секторе, у экспортеров нефти, леса и зерна.

При этом не принимается во внимание дисбалансы между размерами спада в отраслях экономики и погрузки на РЖД. Первый – меньше второго. Ранее это служило поводом для коррекции текущей политики в отношении грузоотправителей и владельцев путей необщего пользования.

В июле были заметны лишь небольшие подвижки в сторону ослабления ограничений в отправках по ряду направлений. Но системных изменений не было заметно. Это указывало на слабость маркетинга.

Что такое хорошо, что такое плохо

Улучшения в погрузке в июле связаны, в частности, с углем. Его динамика улучшилась: в июле текущего года был спад на 3% против 4,8% в июне 2025-го. Иными словами, в динамике +1,8 п. п. В июле было погружено 25,3 млн т, в июне – 24,9 млн т. И тут, как видим, сложилась подвижка в лучшую сторону.

Для улучшений оказалось достаточным сделать всего лишь некоторые послабления для угольных маршрутов. Ведь добыча угля, согласно Росстату, держится примерно на том же уровне, что и год назад. В целом ведь в отрасли положение дел в июле по сравнению с июлем не изменилось.

В июле текущего года аналогичные процессы затронули и перевозку стройматериалов. На стройках – такой же уровень активности, какой и был в июне. Однако в июле щебеночная погрузка на РЖД снизилась всего на 2%, а месяцем ранее минус был 14,3%. Отправка в июле составила 9,8 млн т против 9 млн т в июне текущего года. Достаточно было опять-таки сделать небольшие послабления в организации движения для ряда карьеров.

"Железная дорога стала подтверждать нам больше лимитов, хотя возможности ими воспользоваться у нас не прибавилось. По подсчетам перевозчика, нам должно хватать вагонов под согласованные ГУ-12, но при этом нет градации операторов. Не учитывается, что часть предлагаемых вагонов – не от тех собственников, для которых согласована перевозка", – уточнил респондент среди отправителей щебня.

Аналогичным образом смягчили отрицательную динамику погрузки цемента: стало -4% против -14,8% в предыдущем месяце.

А вот в технологии перевозок нефтегрузов и на сети, и в отрасли все осталось по-прежнему. Соответственно на РЖД наблюдалось подвижки к худшему: в июле динамика была на уровне -2% против -0,8% за предыдущий месяц. Ухудшение на 1,2 п. п.

Правда, погрузка составила 16,7 млн т против июньского показателя 16,3 млн т. Но ведь июль традиционно в России сильнее июня, поскольку к этому времени завершаются плановые ремонты НПЗ.

Теперь сравним ситуацию в топливном сегменте с погрузкой на РЖД. На сети был спад, а у нефтяников в июле – всплеск спроса на бензин и дизель внутри РФ (он отразился и в росте цен на АЗС). Спрос на экспорт сложился не хуже июньского. Во всяком случае, как пояснили на международной товарно-сырьевой бирже, из-за перестройки в логистике под влиянием санкций летом трейдеры чаще стали идти на биржу, закупать более крупные объемы бензина, чтобы сформировать запасы.

По идее, это должно было позитивно отразиться на железнодорожных перевозках топлива. Но статистика указывает на другое: его дополнительные объемы ушли на автотранспорт. К такому решению трейдеров подтолкнули меры по борьбе с перемещениями порожних цистерн и попытками "дисциплинировать" отправителей с заявками на отправку груженых цистерн.

Спад замедлился, но остается

По остальным номенклатурам – спад остался весьма существенным. Он в июле 2025 года охватил большинство якорных для РЖД номенклатур, включая черные металлы (-18%), зерно (-29%), лес (-10%), а также группу номенклатур, поименованную "остальные, в том числе грузы в контейнерах" (-9%).

Любопытно, что в 2025 году госсубсидий на перевозки сельхозпродукции выделили 8,3 млрд руб., сообщил Росжелдор. По его данным, основными их получателями стали ОАО "РЖД" и Крымская железная дорога. Государство компенсирует им потери в доходах, возникающие из-за оказания услуг по льготным тарифам. С начала года перевозчикам уже выплатили 7,8 млрд руб. за доставки 3,2 млн т. Под такие перевозки на сети есть некоторые послабления. Однако они не распространяются на основные отправки зерна.

В целом прогноз на август и сентябрь остается неизменным. Мы еще в мае ожидали спад в диапазоне от -5 до -9%. Июнь оказался на уровне нижней планки, а июль – верхней границы указанного диапазона. Соответственно для августа спад может составить 7-8%, а для сентября – около 5-7%.

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

05.08.2025