Азово-Черноморский бассейн теряет грузовую базу в условиях дефицитной инфраструктуры и роста пассажирских перевозок. Каковы последствия и есть ли варианты решения этой проблемы?
В зоне риска Погрузка в портах Азово-Черноморского бассейна в I полугодии 2025 года составила 123,5 млн т, что почти на 12% меньше, чем за аналогичный период 2024 года (140,1 млн т). Такая тенденция вызвана замедлением роста экспортных и импортных перевозок через южные порты, дефицитом инфраструктуры на подходах к ним, особенно заметным при экспорте угля из Тамани и вывозе контейнеров из Новороссийска. "Ключевая проблема портовой системы региона заключается в несоответствии пропускной способности железнодорожных подходов актуальным потребностям в перевозках. Железнодорожная инфраструктура, созданная десятилетия назад, не справляется с возросшими нагрузками. Узкие места на подходах к Новороссийску, Туапсе и портам Крыма создают логистические заторы, увеличивают время доставки грузов и снижают привлекательность южного направления для грузоотправителей. Особенно проблема усугубляется в летний сезон, когда в сторону южных портов увеличивается еще и пассажиропоток", – объясняет профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, д. э. н. Надежда Капустина.
Переориентация грузопотоков на восточное направление усугубляет ситуацию. Казалось бы, освобождаются мощности. Но в этом случае Азово-Черноморские порты теряют традиционную грузовую базу, что ведет к недозагрузке мощностей и снижению экономической эффективности всего транспортного узла.
"Ситуацию осложняют и внешние факторы: из-за отслеживания и запретов на заходы в порты со стороны недружественных стран становится труднее использовать "теневой флот". В конечном счете каждый сбой в этой системе оборачивается прямыми экономическими потерями для всего региона – от портов до местных бюджетов", – подчеркивает руководитель отдела контейнерных перевозок A2 Fordwarding Дмитрий Кузьмичев. Влияние на ситуацию оказывает также рост пассажирских перевозок, особенно в курортный сезон и на фоне закрытия аэропортов, занимающих значительную часть провозной способности. Так, аэропорт Геленджик возобновил работу только недавно,10 июля 2025 года. До этого, начиная с 2022 года, авиагавань в числе 11 аэропортов Юга России не принимала воздушные суда по соображениям безопасности. Хотя в Сочи туристический бизнес уже отмечает снижение турпотока, другие города Черноморского побережья попрежнему загружены в летний сезон, так же, как и транспортная инфраструктура. Нивелировать конкуренцию Хронический дефицит железнодорожной инфраструктуры в АзовоЧерноморском бассейне оборачивается для портов, бизнеса и регионов тяжелыми экономическими и логистическими последствиями. Чтобы нормализовать ситуацию, развитие железнодорожной инфраструктуры должно включать в себя расширение пропускной способности на участках Тихорецкая – Крымская, Крымская – Новороссийск, модернизацию сортировочных станций и строительство дополнительных путей. В Новороссийске уже модернизируют транспортную инфраструктуру в рамках национального проекта "Эффективная транспортная система". Первый этап, который завершится до конца 2025 года, включает в себя строительство 2,5 км второго железнодорожного пути, шести мостов и путепроводов на участке блокпост Кирилловский – парк "Нижний". "Важно синхронизировать развитие портовых мощностей и железнодорожных подходов, избегая дис баланса. Перспективным направлением видится диверсификация грузовой базы. Привлечение новых категорий грузов, включая контейнерные перевозки, позволит компенсировать потери традиционных сырьевых потоков. Развитие мультимодальных перевозок и создание логистических хабов повысит конкурентоспособность региона", – комментирует доцент Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н. Дмитрий Морковкин.
Необходимо, кроме прочего, найти баланс между грузовыми и пассажирскими перевозками, выделив для круизных судов отдельную инфраструктуру, чтобы они не создавали помех для грузопотоков. Разделение пассажирских и грузовых потоков, строительство выделенных пассажирских линий снизит давление на инфраструктуру и повысит качество обслуживания, считает Д. Кузьмичев. Разгрузить Новороссийский порт можно с помощью пропуска импортных судов через Керченский мост на Азовское море. Это позволит избежать оттока грузов в другие регионы и увеличит доходность транспортного узла.
"Азово-Черноморский бассейн сохраняет стратегическое значение для экономики страны. Преодоление текущих инфраструктурных ограничений откроет новые возможности для развития региона как важнейшего транспортного узла на пересечении международных торговых путей", – считает Д. Морковкин. точка зрения Дмитрий Кузьмичев, руководитель отдела контейнерных перевозок A2 Fordwarding – Нужна модернизация существующих железнодорожных линий: электрификация, увеличение пропускной способности и пр. Кроме того, необходимо развивать и строить новые подходы к портам Тамани, Кавказа и Ростова-на-Дону. Следует расширять и портовые мощности: углублять фарватеры для приема крупнотоннажных судов и строить новые терминалы для контейнеров, зерна и нефтепродуктов. Требуется оптимизация логистики – внедрение цифровых технологий. Например, "цифровых двойников" для управления потоками. Для привлечения и удержания грузовой базы можно использовать экономические стимулы, такие как льготные тарифы на перевозки, и активно развивать мультимодальные маршруты.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.08.2025 |