17-10-25 / 2025
Новости отрасли
Грузовые вагоны грузят проблемами

Данные, полученные в рамках исследования "Ставки и грузовые вагоны", указывают на подвижки, которые происходят на вторичном рынке подвижного состава. Операторы начали активнее избавляться не только от старого парка.

В сентябре текущего года в Интернете по сравнению с концом весны резко увеличилось количество площадок с предложением продажи грузовых вагонов. Если сравнивать размеры объявленных лотов, то они увеличились по сравнению с маем текущего года на 69%.

Эксперты и представители операторского сообщества по-разному отреагировали на обозначившийся тренд.

Неверно просчитанные риски

Доходность услуг предоставления полувагонами непрерывно снижалась с середины 2024 года и обвалилась в середине 2025 года, напомнил старший аналитик ЦЦИ Роман Шагалов.

"Поэтому неудивительно, что на продажу могли быть выставлены старые вагоны. В том числе те, что были приобретены в качестве инвестиций, например, в 2017-2019 гг. Вложения окупились. Подвижной состав был приобретен по сравнительно дешевой цене. Так что сейчас, на низком рынке и при высокой стоимости новых вагонов, – самое время продавать", – продолжил представитель операторской компании.

"Некоторые вынуждены куда-то девать избыточный подвижной состав. Перевозчик борется с "лишними" вагонами на сети, загоняет их в дальние тупики. Растут ставки на отстой. В общем – кому-то приходится расплачиваться за неверные оценки рисков, сделанные в предыдущие годы. Отчасти, кстати, тут и вина маркетологов лизинговых компаний. Их голос тоже поощрял к покупкам новых вагонов впрок", – признался в частном разговоре один из банковских аналитиков.

Вагоны любят тишину

"В предлагаемых лотах все-таки много старых вагонов, эксплуатация которых невозможна без капитального ремонта. Это по сути парк, который приобретают для разборки на запчасти. Предложение увеличилось, поскольку требования к плановым ремонтам на РЖД ужесточили. Все больше деталей требуется теперь менять на новые. Думаю, что старый парк будет в 2026 году будет еще сложнее продать. Вот собственники и зашевелились", – поделился мнением представитель частной ВРК.

Напомним, что стоимость капитального ремонта обычных полувагонов в конце лета выросла в 6-7 раз по сравнению с январем 2025 года. Вот так сказалось влияние обновленных требований со стороны ОАО "РЖД" к данному виду работ.

По той же причине выросли в июне прайсы на капремонты крытых вагонов, хопперов. А с 1 сентября обновление требований и соответственно прайсов произошло на ремонт платформ. И это отразилось в прайсах ВРК.

"Так что по данным типам подвижного состава капитальный ремонт в ряде случаев становится убыточным. Имеет смысл продавать. А если не купят – придется списывать", – посетовал респондент среди операторов.

Лизинговый термометр

"Увеличение площадок для продаж б/у вагонов в Интернете пока еще ни о чем не говорит. В РФ нет полноценного вторичного рынка", – уточнил заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.

По его словам, возможно в ближайшее время будет перераспределение части лизингового парка – но это будет в виде кулуарной передачи вагонов между компаниями, о которых публично постараются не сообщать.

Признаков, что сформируется некая публичная зона продаж б/у парка пока не просматривается. Пока в РФ нет бирж или торговых площадок. Все сайты – информационные. И на них предложения не только продаж, но и передачи вагонов в субаренду. В том числе – в ожидании продаж или с дальнейшим выкупом с выкупом. Это известно только участникам реальных сделок.

"Лизинговые компании весной текущего года получили возврат значительной части фур от дальнобойщиков, которые затем вернулись на рынок после того, как их взяли в лизинг по новой, более низкой цене – как б/у парк. Тем самым часть автоперевозчиков смогла оптимизировать свои расходы и предложить более низкие ставки клиентам. А вот пройдет ли подобный трюк во второй раз осенью с грузовыми вагонами, не уверен", – поделился своими наблюдениями представитель компании-автоперевозчика.

Во всяком случае в операторском сообществе не случайно сейчас стремятся показать крайне низкие ставки предоставления парка. Появились разговоры и о грядущем кризисе, который катком прокатится по собственникам вагонов. Осень расценивается как пора пересмотра условий ранее заключенных лизинговых сделок. Игрокам требуется передышка. Как на это посмотрят банки, под крылом которых функционируют лизинговые компании? Решения ожидаются в ноябре. РЖД-Партнер следит за ситуацией.

Подробный анализ рынка производства и ремонта подвижного состава, спроса на вагоны, а также ставок операторов можно найти в исследовании Ставки и грузовые вагоны, выпуски которого выходят ежемесячно в web-формате.

Подписаться на исследование можно, обратившись в редакцию РЖД-Партнера по тел.: +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте: rasp@rzd-partner.ru.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.10.2025