22-10-25 / 2025
Новости отрасли
Грузовой перевал: Баку и Ереван налаживают экономическое взаимодействие

Азербайджан впервые за 35 лет открыл железнодорожный транзит в Армению по своей территории. Эксперты ожидают, что в ближайшее время это сделает и Турция. В ответ Армения проведет в Азербайджан ЛЭП и трубопроводы. Кроме того, до конца 2028 года может открыться транзит по Зангезурскому коридору. Для России это не только вызов, но и новые возможности.

"Азербайджан снял все ограничения на транзит грузов в Армению, которые существовали с момента оккупации (Нагорного Карабаха), и первым таким транзитным грузом явился груз казахстанского зерна в Армению, – заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев 21 октября в Астане в ходе встречи с лидером Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. – Думаю, что это также является хорошим показателем того, что мир между Азербайджаном и Арменией уже не только на бумаге, но и на практике".

По словам министра экономики Армении Геворга Папояна, зерно везут паромом через Каспийское море из Актау в Баку. Далее по Азербайджанской железной дороге – в Грузию, а оттуда – в Армению.

В офисе Никола Пашиняна решение Алиева приветствуют. "Этот шаг имеет важное значение для открытия региональных коммуникаций, укрепления взаимного доверия и институционализации мира между Арменией и Азербайджаном в соответствии с договоренностями, достигнутыми в Вашингтоне", – написала в соцсетях пресс-секретарь премьер-министра Армении Назели Багдасарян.

"В принципе, это ожидаемое событие после подписания меморандума (об открытии коммуникаций между Арменией и Азербайджаном 8 августа в Вашингтоне. – Прим. ред.). Просто было не ясно, в какой форме и когда будет объявлен этот шаг со стороны Баку", – отмечает эксперт Института Каспия Александр Караваев.

Он предполагает, что в ближайшее время транзит в Армению откроет и Турция: "Видимо, следующим шагом будет решение о возобновлении железнодорожного сообщения Гюмри – Карс".

Ответным шагом может стать начало поставок электроэнергии из Армении в Азербайджан. Об этом, в частности, заявил 22 октября в Тбилиси на форуме "Шелковый путь" Никол Пашинян. По словам Караваева, это могут быть направления Разданская ГЭС – Акстафа (330 кВ, 108 км), Арарат – Бабек (220 кВ, 100 км), Арарат – Норашен (110 кВ, 98 км), Агарак – Ордубад (110 кВ, 30 км).

Реальные перемены начнутся с Зангезура

Скептики в Ереване отмечают, что реального политического доверия и устойчивых экономических соглашений между Баку и Ереваном пока нет. Президент Азербайджана говорит о снятии "всех ограничений", но открыт только железнодорожный транзит через третьи страны. Об автомобильном транзите в Армению через Азербайджан тоже пока не слышно. Азербайджано-армянская граница не открыта: КПП и таможенные терминалы там надо строить с нуля.

Мирный договор между Баку и Ереваном еще не подписан. Возможно, это произойдет после открытия Зангезурского коридора – он свяжет основную территорию Азербайджана с его эксклавом Нахичевань через армянскую область Сюник на границе с Ираном. Коридор будет включать железную и автомобильную дороги, газопровод и линию электропередач.

По словам Алиева, движение по Зангезурскому коридору может открыться к концу 2028 года. Договор об этом подписали Алиев, Пашинян и Дональд Трамп 8 августа в Вашингтоне. На условиях долгосрочной концессии неназванная американская частная компания получает на 99 лет исключительный контроль над использованием маршрута и его инфраструктуры и права на получение прибыли от объекта. При этом собственность на землю остается за Арменией, а управлять коридором будет армяно-американский консорциум.

Основным бенефициаром Зангезурского коридора считается Турция: она получит прямой сухопутный выход к Каспию, минуя и Россию, и Иран. Страны Центральной Азии расширят выход на рынки Турции, Европы и Ближнего Востока через тот же Каспий. Но заинтересован в новом коридоре и Китай: для него это еще один дополнительный сухопутный маршрут в Европу.

"По предварительным оценкам, наполнять Зангезурский маршрут будут, в том числе, поставки с Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК), крупнейшего налогоплательщика Армении, – говорит Александр Караваев. – В 2024 году Армения экспортировала 342 тыс. тонн медного концентрата на $558 млн, и 78% из них пришлись на долю Китая. В ходе строительства коридора могут расширить и модернизировать автодорогу от города Каджаран до Мегри, чтобы соединить комбинат с Зангезурской магистралью".

Железные дороги Армении станут частью МТК "Север – Юг"

Открытие широтных коммуникаций через Армению неизбежно повысит спрос на провозные мощности Армянской железной дороги. До 2038 года они находятся в концессии у ЮКЖД – это дочка РЖД. Для компании это и новые возможности, и риски.

"В краткосрочной перспективе, до начала 2030-х, я думаю, Ереван не будет пересматривать условия концессии, – говорит Караваев. – Реальной технологической альтернативы РЖД нет. Пока Пашинян старается сохранять баланс, говоря о значимости сохранения членства в ЕАЭС и развития отношений с РФ, у РЖД проблем не будет".

В целом, развитие широтных коммуникаций через Армению скорее поможет, чем помешает МТК "Север – Юг", считают в Институте Каспия. Сейчас железной дороги из России в Иран через эту страну нет. Есть только узкая горная автотрасса, связанная с Транскавказской магистралью в Грузии. Эту трассу пытаются модернизировать – в том числе на кредиты ЕБРР и Китая – уже четверть века.

"Но не позднее 2027-2028 года откроют Зангезурский маршрут и модернизируют железнодорожные пути в Нахичеванской автономии, – описывает перспективы эксперт. – При этом откроется переход Ерасх – Велидаг и, вероятно, переход Иджеван – Бархударли на армяно-азербайджанской границе. Для Азербайджанской железной дороги это будет дополнительный выход к турецкому Карсу. А для Армянской – доступ к иранской сети через Джульфу в Нахичевани. Все это сделает Армению уже полноценным участником МТК "Север – Юг"".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Компания22.10.2025