Глава "Жефко Россия" Валерия Селедкова о санкциях, новых клиентах и майских указах
В 2017 году российский автопром, долго пребывавший в кризисе, вернулся к росту. Крупнейший перевозчик автомобилей в России, французская GEFCO (подконтрольна ОАО РЖД), также показывает рост продаж, несмотря на ужесточение санкций. О балансе разных видов перевозок, диверсификации бизнеса и роли в нем геополитики "Ъ" рассказала гендиректор ООО "Жефко Россия" Валерия Селедкова.
- В последние несколько лет условия работы в России сильно изменились, а этой весной санкционный режим резко ужесточился. GEFCO, как европейскому концерну, стало труднее?
- Нет релятивной базы для оценки, легче стало или сложнее. Достижение эффективности стало интереснее. Почему? Потому что, на мой взгляд, логистический рынок в России еще не так развит, как в других странах. У нас низкая база, и нам точно есть, куда расти. Стало интереснее, поскольку мы работаем над эффективностью, и хотя есть холдинги, имеющие все свое, когда встает вопрос об оптимизации издержек, мы становимся более востребованы. Ни сложнее, ни тяжелее - интересно.
- Ощущаете ли вы ухудшение условий работы из-за политических обстоятельств, санкционного режима?
- Мы очень пристально следим за всеми геополитическими событиями на рынке, но сегодня компания работает в штатном режиме, и влияния на нашу деятельность мы не наблюдаем.
- Нет проблем, например, если вы берете груз "Русала", который находится под санкциями?
- Пока мы не почувствовали на себе никаких последствий изменений на геополитической арене.
- Изменилась ли стратегия GEFCO в России?
-Что касается "Жефко Россия", мы в принципе ничего не меняли, с точки зрения стратегии это долгосрочное присутствие с нашими клиентами. Плюс, наша стратегия в диверсификации портфеля. Если вначале автопром играл превалирующую роль, то сегодня мы уходим от него, и на автопром приходятся только 56%. В 2017 году рост продаж составил 31%. Это хороший показатель.
- Какого финансового результата ожидаете в 2018 году?
- Пока сказать сложно. Мы ожидаем прирост к базе 2017 года по продажам на 18%, и в принципе первый квартал показывает, что есть все предпосылки.
- А какой была доля автопрома раньше?
- В 2003 году она превышала 90% с двумя якорными клиентами, сейчас при 56% число якорных клиентов увеличивается.
- За счет каких отраслей растет клиентская база?
- Это и фешен, и промышленные клиенты, и фармацевтика. Мы остаемся лидерами в автопроме, в частности, в перевозке готовых автомобилей. Это одно из сложных логистических направлений, где наша компетенция позволяет нам переходить на других клиентов, в других областях. Потому перевозки готовых автомобилей у нас лидируют, но также мы развиваем наземные перевозки, железнодорожные перевозки, 4PL-логистику, складскую деятельность и так далее.
- В последнее время автотранспорт забирает у железной дороги грузопотоки, в вашем случае тенденция подтверждается?
- Говорить, что автоперевозки забрали все рынки, не совсем корректно. Почему они лидируют? Это время. Но есть успешные примеры, когда мы клиенту, наоборот, предлагали железнодорожные перевозки, прорабатывая транзитное время. И географию нашей страны никто не отменял: есть те участки и те решения, где для клиентов более выгодно воспользоваться железнодорожными перевозками. Нет цели увеличить железнодорожные или автомобильные перевозки, цель - оставаться эффективными.
- ОАО РЖД как акционер вас не подталкивает к тому, чтобы увеличивать объем перевозок грузов конкретно по железной дороге?
- Ни в коем случае. Мы успешно добиваемся синергии во всех проектах, но нет задачи все переключить. Приоритетна эффективная коммерческая составляющая.
- Вообще, комфортно внутри ОАО РЖД?
- В России - да, конечно.
- Есть планы покупки российских активов?
- Россия - это важный стратегический рынок для группы, здесь всегда идет очень активный мониторинг. Прежде всего мы, конечно, компания "asset light", без активов. Однако на российском рынке инвестиционные возможности есть. К тому же, есть различные формы инвестиций, не только приобретение активов: аренда, партнерство того или иного рода и так далее.
- Какие изменения законодательства были бы полезны логистическому бизнесу в РФ?
- Сложно давать рекомендации регулирующим органам. Сегодня часто говорят о big data, искусственных интеллектах, дронах, беспилотных автомобилях - это все очень увлекательно. Но если начать с насущного, было бы здорово, если бы мы начали с повсеместного внедрения электронного документооборота. Думаю, это позволило бы снизить либо элиминировать риски разного рода, начиная с человеческого фактора, и высвободить бесценные ресурсы на разработку инновационных решений.
- Видит ли GEFCO для себя место в реализации новых майских указов президента?
- В контексте одного из пунктов - международная кооперация и экспорт - GEFCO вполне успешно реализует себя, работая совместно со своим основным акционером над новыми логистическими продуктами для клиентов, в том числе автопрома, что укладывается в концепцию развития транспортного коридора Запад-Восток. Также в указе фигурирует задача по достижению определенного объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров - мы, как логистический интегратор, также вносим свой вклад, сотрудничая с Российским экспортным центром.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Коммерсантъ | 27.06.2018 |