Линия Кызыл – Курагино, если все будет реализовано, как задумывается сегодня, станет первой в России частной железной дорогой. Но, скорее всего, этого не произойдет, уверен аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
– Как известно, теперь реализацией затянувшегося проекта займется частный бизнес. Насколько можно быть уверенным, что все получится без помощи государства?
– Сомневаться в этом не приходится, так как поручителем здесь выступили крупные политические деятели, в том числе и президент страны Владимир Путин. Пока решено возложить нагрузку на компанию Руслана Байсарова (Тувинская энергетическая промышленная корпорация), чтобы не перекладывать риски на государство. Безусловно, какая-то помощь со стороны государства бизнесмену все же будет оказана, но в рыночной форме. Например, в виде кредитов от госбанков под рыночный процент. В результате это будет полномасштабный проект, который окупится за счет других, которые Р. Байсаров планирует реализовать в регионе.
– Много говорится о том, что это будет частная магистраль…
– Трудно представить, чтобы ОАО «РЖД» позволило создать такой прецедент, как частная железная дорога. Это в целом противоречит системе заявлений, которые делались руководством перевозчика, и той политике, которую проводит компания. То есть появление частной инфраструктуры для РЖД нежелательно. Железнодорожная инфраструктура – изначально прерогатива перевозчика, это основной бизнес компании. Сегодня ведется много разговоров о том, должны ли РЖД, к примеру, заниматься логистическим бизнесом, но что касается инфраструктуры под управлением компании – этот факт не оспаривается. И в масштабах нашей страны именно такое положение дел является наиболее оптимальным. Я думаю, что в конечном итоге ветка будет передана на баланс ОАО «РЖД», а компания Р. Байсарова будет получать на протяжении длительного срока роялти, как это происходит при контрактах государственно-частного партнерства (ГЧП) или контракта жизненного цикла (КЖЦ) в европейских странах. Я не думаю, что государство полностью доверит владение инфраструктурой частной компании.
– Возможны ли еще какие-либо варианты развития событий?
– Конечно, могут быть и другие способы сотрудничества. Деньги будут возвращаться не как роялти, а как субсидии на собственные перевозки, которые глава Тувинской энергетической промышленной корпорации будет осуществлять. В теории он может разработать месторождение, а если заинтересуется пассажирскими перевозками, то может создать свою частную компанию. Таким образом, Р. Байсаров будет эксплуатировать свою дорогу, но платить РЖД, возможно, меньшую сумму.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер.ru | 22.02.13 | Государство не доверит ветку Кызыл – Курагино частной компании |