«Российским железным дорогам» запретили уклоняться от штрафов за опоздание. Так что монополия больше не сможет навязывать клиентам договор на «увеличение сроков доставки грузов». Но РЖД нашла выход: теперь она предлагает доплатить за своевременную доставку, пишут сегодня «Ведомости». Интересно, что про новый «сервис» прознала ФАС, чей глава Игорь Артемьев недавно в пух и прах раскритиковал тарифную политику РЖД.
Чтобы избежать штрафов за несвоевременную доставку, РЖД включила в заявку на перевозку грузов условие о заключении договора на «увеличение сроков доставки грузов», выяснила Федеральная антимонопольная служба. Заключать такие соглашения в марте прошлого года монополия поручила своей структуре – Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Без такого договора РЖД отказывалась выполнять заявки, ссылаются на материалы ФАС «Ведомости».
Грузоотправители (какие именно, не раскрывается) пожаловались на действия РЖД в ФАС. Служба провела расследование и сочла, что РЖД нарушила п. 3 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» («навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора»). Кроме того, порядок исчисления сроков доставки грузов установлен одноименными правилами и регламентируется уставом железнодорожного транспорта, напоминает ФАС.
ФАС направила РЖД предписание устранить нарушение антимонопольного законодательства, и госкомпания отменила поручение. Но у ФАС есть информация, что РЖД продолжает нарушать закон, отмечает издание. Однако представитель РЖД уверяет, что все договоры с грузоотправителями заключаются в строгом соответствии с законодательством.
Сотрудники двух компаний-грузоотправителей рассказали «Ведомостям», что теперь РЖД предлагает заключить с ЦФТО договор «комплексного транспортно-логистического обслуживания» (КТЛО), по которому надо доплатить $3 сверх тарифа за каждую перевезенную тонну груза. Что за «обслуживание» предусмотрено договором, собеседники не рассказывают. Но говорят, что с КТЛО скорость доставки заметно вырастает.
$3 с тонны – это 5% от средней стоимости перевозки горно-металлургических грузов, 3% – от перевозки нефти, 8-10% – угля, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Странно, что грузоотправители не пожаловались в ФАС, ведь речь идет о дискриминационном доступе к инфраструктуре, удивляется эксперт.
Представитель РЖД настаивает на том, что договор КТЛО – это услуга, которая предлагается клиентам, а не навязывается, так что все по закону.
В конце июля руководитель ФАС Игорь Артемьев выступил с критикой в адрес РЖД. По его словам, в России расценки на железнодорожные перевозки одни из самых высоких в мире. Причем Артемьев назвал РЖД «типично советской монополией» и «вторым, железнодорожным «Газпромом». В ответ президент РЖД Владимир Якунин возразил, что претензии ФАС «надуманные», добавив в своем ЖЖ, что ее претензии не подтверждались в судах.
Но Владимир Якунин сильно лукавит, отмечает корреспондент «Нового Региона». На это же указывают «Ведомости»: в прошлом году ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд. руб. за злоупотребление доминирующим положением. А в конце 2011 года грузоотправители и региональные власти жаловались в ФАС на снижение доступности услуг монополии, тогда к серьезным проблемам привела передача грузового подвижного состава РЖД в частные руки.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Новый регион | 08.08.13 | ФАС России продолжает находить нарушения в работе ОАО «РЖД» |