Госдума на пленарном заседании приняла закон, которым предлагается усилить контроль за перевозкой грузов, в том числе сформировать реестр лиц, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность.
Авторами законопроекта выступили заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая, глава комитета по транспорту Евгений Москвичев и глава комитета по безопасности Василий Пискарев.
Ко второму чтению законопроект был доработан профильным комитетом Госдумы по транспорту, в том числе законом предусматривается формирование реестра лиц, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность. Его порядок формирования и ведения устанавливаются правительством РФ, реестр ведется в электронной форме на платформе "ГосЛог". Право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности предоставляется указанным лицам со дня размещения в реестре сведений о них и утрачивается со дня исключения из него.
В реестре размещаются сведения об экспедиторе, в том числе номер и дата записи в реестре, содержащей сведения об экспедиторе, в отношении юридического лица - полное и сокращенное (при наличии) наименования на русском языке, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица, адрес и место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, абонентский телефонный номер и адрес электронной почты. Индивидуальный предприниматель должен указать фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, абонентский телефонный номер и адрес электронной почты. Кроме того, в реестре указываются виды услуг, оказываемые при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности.
Законом также устанавливается, что при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, экспедитор обязан обеспечить соблюдение требований к их перевозке, установленных законодательством РФ. В документе отмечается, что в случае невозможности обеспечить соблюдение таких требований оказание экспедиционных услуг не допускается.
В законе отмечается, что экспедитор обязан передавать уполномоченным органам по их требованию находящийся у него груз для проверки или изъятия при наличии у указанных органов достаточных оснований полагать, что в составе этого груза содержатся предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, в отношении которых не соблюдены требования к перевозке.
Кроме того, в законе указываются требования для лиц, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность: отсутствие непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономдеятельности, отсутствие в течение одного года двух и более фактов привлечения таких лиц к административной ответственности.
Экспедиторские документы формируются в форме электронного документа, также допускаются случаи, когда они могут быть оформлены в бумажном виде.
Также вносятся изменения в части регламентации электронной грузовой накладной и электронной транспортной железнодорожной накладной. Добавляется, что кабмин РФ вправе устанавливать порядок обмена электронными грузовыми накладными, сведениями, содержащимися в них, порядок направления электронных грузовых накладных и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, порядок предъявления электронных грузовых накладных и сведений, содержащихся в них.
Также при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза оформленную или сформированную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.
"Электронные перевозочные документы - электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость, электронный договор фрахтования, электронный путевой лист, электронный заказ, электронная заявка, электронные экспедиторские документы, а также иные документы, в отношении которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области транспорта предусмотрены формирование в электронной форме и направление в государственную информационную систему электронных перевозочных документов", - сказано в документе.
Законом предусматривается, что грузоотправитель не вправе предъявлять к перевозке опасный груз, относящийся согласно Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, если у перевозчика отсутствует специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, выданного в соответствии с российским законодательством.
Также вводится запрет на передачу за пределы России сведений, содержащих персональные данные клиентов транспортно-экспедиционной деятельности, за исключением случая передачи персональных данных клиентов, являющихся стороной договора транспортной экспедиции при оказании услуг по организации международных перевозок грузов, если передача такой информации допускается международными договорами.
Кроме того, устанавливается, что лицо, осуществляющее транспортно-экспедиционную деятельность на 1 марта 2026 года, обязано в течение 60 дней подать в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РИА Новости |
27.05.2025 |