По прогнозам экспертов, в 2025 году объем перевозок наливных грузов во флекситанках увеличится до 1,2 млн т. Прежде всего за счет экспорта в страны Азии, а также в ряд других государств, где сформировался спрос на российскую агропродукцию. Среди последних новостей на указанную тему – отправка контейнерного поезда из Воронежа в Китай (через Забайкальск) с мягкими вкладышами, заполненными нерафинированным рапсовым маслом. Поезд состоял из 70 платформ. Весьма существенная деталь: для формирования подобных поездов не требуется специализированный кран – достаточно наличие погрузчика грузоподъемностью до 45 т с телескопической стрелой (ричстакера).
Значительная часть операторов, занимающихся перевозками наливных грузов, сообщили об увеличении в 2024 году экспорта во флекситанках. В частности, об этом проинформировали в FESCO. Причем в компании подчеркнули, что объем подобных перевозок в 2024 году удвоился по сравнению с 2023 годом.
Во флекситанках FESCO доставляет преимущественно сельскохозяйственные грузы – растительное масло, патоку, вино, рыбий жир. При этом в таком вкладыше в контейнер можно перевозить воду, концентраты, неопасную химию и даже битум. Экспортные отправки организованы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, ряда других российских городов и Белоруссии.
В целом же использование флекситанков на сети регламентируется Местными техническими условиями (МТУ) размещения и крепления грузов.
Соответственно, МТУ для каждого мягкого вкладыша свои. В разное время МТУ выдавались для Big Red Flexitank, BLT Flexitank, BeFlexi Flexitank, Trans Ocean Flexitank и флекситанков "Европак". Последняя добавка – упаковка WYD 40. Периодически в ОАО "РЖД" вносят дополнения в МТУ в зависимости от практики использования мягких вкладышей. Следует учитывать, что флекситанки теперь выпускают и в РФ. Некоторые производители утверждают, что в них можно хранить и опасные жидкие грузы. Однако мобильные нефте базы – это одно, а перевозки же- лезнодорожным транспортом – другое. Не все отечественные флекситанки имеют разрешение на перевозки по сети РЖД. Но прецеденты есть. В частности, в ООО "Флекситанк Рус" сообщили о том, что получили МТУ от ОАО "РЖД" на перевозки грузов в своей продукции. Наличие МТУ помогает сохранить герметичность мягких вкладышей и предотвратить протечки во время транспортировки по сети. Напомним, ранее отправка жидкостей во флекситанках на большие расстояния (3,5-6,8 тыс. км) считалась рискованной. Однако источник в ОАО "РЖД" сообщил, что сейчас, благодаря усовершенствованным МТУ, риски протечек сведены к минимуму.
Соответственно, если ранее МТУ имели ограниченный полигон действия, то теперь их действие распространено на всю сеть (для жидкостей, относящихся к категории неопасных).
Правда, профессор кафедры портов и грузовых терминалов Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов полагает, что при учете всех сопутствующих перевозке затрат все-таки выгоднее использовать танк-контейнеры. Однако танк-контейнер еще нужно найти и доставить под погрузку. Ну а специализированные цистерны в дефиците. Да и они в 2024 году сильно по дорожали.
Наш собеседник в Северо-Кавказском ТЦФТО добавил, что в нынешних условиях предприятия вынуждены увеличивать долю отправок грузов во флекситанках. Причем в них переключают и часть грузов, которые ранее отправляли в крытых вагонах. Во вкладыше объемом 24 тыс. л внутри 1 TEU можно разместить на 40% груза больше, чем в бочках, и на 50% больше, чем в пластиковых бутылках.
Остается добавить, что по запросу компании "ТЛК ВЛ Лоджистик" недавно были разработаны новые МТУ. "Если ранее допускалась перевозка грузов во флекситанках только в 20-футовых контейнерах, то теперь разрешено размещать мягкий вкладыш и в 40-футовых", – уточнил представитель Дальневосточной дирекции по управлению терминальноскладским комплексом.
Вместе с тем респондент напомнил, что необходимо строго учитывать все требования, которые предъявляет к подобным доставкам не только перевозчик, но и поставщик флекситанков. Но не только: в разных странах есть свои нормы. В КНР, скажем, есть нюансы в регламентах. Даже если флекситанки, используемые в РФ, и были изготовлены в Китае, то вопрос заключается именно в выполнении всех процедур, регулирующих порядок перевозок контейнеров с мягкими вкладышами. Разумеется, следует также позаботиться о фото- и видеофиксации всех этапов подготовки контейнеров – от заливки жидкого груза на заводах до погрузки на борт судна. Наиболее популярны на сети экспортные отправки во флексипоездах.
"Однако они имеют свои плюсы и минусы. Плюс в том, что по территории РФ поезд следует без сортировки и расформирования, что значительно снижает риски протечек от толчков при сортировках сборных поездов и маневрах на станциях. Клиенты это учитывают в первую очередь. Минус – ждать формирования поезда приходится долго. И хотя поезд называется ускоренным, но перемещается он все равно медленнее, чем хотелось бы", – рассказал представитель грузо отправителя. Тем не менее такие отправки на РЖД считают перс пективными.
Благодаря усовершенствованным МТУ риски протечек сведены к минимуму.
Соответственно, если ранее МТУ имели ограниченный полигон действия, то теперь их действие распространено на всю сеть
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |