Спад в погрузке нефти и продуктов ее переработки в 2024 году болезненно отразился на результатах работы ОАО "РЖД". Особенно если учесть, что до осени динамика оставалась положительной. И лишь потом на железнодорожной сети сформировался устойчивый уход вниз.
Полигонные технологии и региональные схемы Финансовые аналитики заметили признаки стагнации уже в III квартале 2024 года. Это произошло из-за охлаждения темпов роста мирового спроса.
Тем не менее рынок оставался разогретым в условиях снизившегося уровня наполнения нефтехранилищ, что сохраняло возможности для поиска ниш для экспортеров. Их находили на споте.
Вот только для организации продаж поставщикам нефтепродуктов требовалось подстраиваться под волатильность спроса. А на сети РЖД, в свою очередь, требовали соблюдать плановость и равномерность перевозок в сторону морских терминалов. Клиенты нашли компромиссные схемы отправок.
Однако многие из них были нарушены из-за новых полигонных технологий, основанных на шахматках ЦД с ограничениями дислокаций порожних цистерн на полигонах железных дорог. В результате в IV квартале 2024 года спад охватил, кроме экспорта, еще и поставки нефтегрузов внутри РФ. Осенью ощутимые объемы топлива ушли на автодороги, что к концу прошлого года, кстати, стало одним из факторов повышения розничных цен на бензо колонках.
Напомним, что, по данным Росстата, в ноябре средние потребительские цены на бензин, например, выросли на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом производители бензина понизили оптовые цены на 1,9%, поскольку увеличились затраты на логистику от нефтеперерабатывающих заводов до заправочных станций, уточнил представитель крупного НПЗ. Ведь доставки автотранспортом дороже. Зато более стабильны.
В целом за 2024 год основной спад в транспортировках на сети, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", образовался из-за снижения экспорта бензина (-24% по сравнению с 2023 годом) и дизтоплива (-6%), а также внутренних отправок сырья (-17%). Что касается вывоза топлива за рубеж, то здесь свою роль сыграли ограничения на его экспорт, которые периодически вводили в РФ. Они могли быть отчасти компенсированы за счет вывоза прочих светлых нефтепродуктов (прямогонные бензины и нафта, на которые не распространялись правительственные запреты), если бы на сети не вводили различные логконтроли для экспортных цистерн.
В результате экспорт прочих светлых нефтепродуктов увеличился всего на 3%, что едва компенсировало спад на нафту внутри РФ. Напомним, что для нефтехимии нафта и газ – во многом взаимозаменяемое сырье. А последний в 2024 году был в РФ значительно дешевле.
Неудобства, связанные с непредсказуемостью отправок керосина внутри РФ, привели к переключению части перевозок на автотранспорт. Соответственно, минус заказов от отечественных авиакомпаний за 2024 год составил 1%.
Сложнее обстояло дело с перевозками темных нефтепродуктов. На сети РЖД клиентам предложили упорядочить региональные схемы их поставок. В качестве примера перевозчик приводил поведение одного из крупных отправителей на КбшЖД, сформировавшего встречные потоки порожних цистерн: один из них образовывался при возврате парка после выгрузки нефти, а другой – соответственно из-под подвижного состава после перекачки из него темных нефтепродуктов. В результате клиент экономил на очистке и пропарке цистерн, а также за счет маневров, позволявших ускорить доставку сырья и оптимизировать цепочку поставки готовой продукции.
Однако подобные схемы в ЦД сочли неоптимальными для загрузки инфра структуры и противоречащими сетевым задачам перевозчика. Было заявлено, что подобные отправки порожних вагонов в холдинге считают убыточными.
Плата за них не покрывает и половины расходов на организацию порожних рейсов. "Если кто-то думает, что при этом на сети везут груз на своих осях, то он ошибается, что приносит благо", – объяснил представитель ЦД. В холдинге при этом не приняли во внимание доводы от КбшЖД, что такая региональная схема ранее позволила привлечь на полигон дороги дополнительные объемы нефтегрузов. Соответственно, с ее отменой на сети потеряли часть объемов отправок темных нефтепродуктов.
Стоит отметить, что ранее на ряде железных дорог стало едва ли не правилом задерживать отправки цистерн на 2-3 суток. Для отправок вязких темных нефтепродуктов это означало необходимость дополнительных усилий на их подготовку к дальнейшей перевозке в холодный сезон. Это также повлияло на снижение перевозок мазута для нужд российской энергетики в 2024 году на 1%, поделился мнением потребитель в сфере ЖКХ.
Неравномерность спроса на ряд номенклатур привела к дисбалансам в перевозках. Например, внутри РФ отправки битума и гудрона выросли на 15%, а на экспорт – сократились на 6%. Противоположная картина сложилась по прочим темным нефтепродуктам: здесь минус в перевозках внутри РФ был при одновременном росте экспорта. Закулисные игры Аналитики выдают крайне противоречивые прогнозы по поводу перспектив грузовой базы рынка. Одни говорят о грядущем спаде, поскольку со стороны Запада звучат призывы ужесточить контроль за теневым флотом, изменить правила международного морского судоходства, а НАТО собирается усилить свои позиции на Балтике. Другие аналитики обращают внимание на то, что пока не ставится вопрос о полном запрете перевозок теневым флотом, поскольку в случае конфликта может быть нанесен ущерб экологии. В ООО "УК "Атон-менеджмент" выстроили промежуточный сценарий, согласно которому спад в экспорте нефтегрузов может продлиться до конца I квартала 2025 года. В дальнейшем достижение баланса будет зависеть от влияния совокупности разнонаправленных факторов. В частности, это спрос в Китае и Индии, твердость позиции ОПЕК+ по стабилизации мирового рынка и возможности по наращиванию добычи странами за пределами альянса.
В МЭА ожидают, что спрос на нефть в 2025 году будет поддержан преимущественно развивающимися странами Азии на фоне сокращения глобальных запасов как сырья, так и продуктов его переработки. Поэтому охлаждение мировых котировок под давлением низкого спроса на нефть – явление временное. Отечественные трейдеры полагают, что хотя рынок останется волатильным, тем не менее условия для экспорта российской нефти и продуктов ее переработки в 2025 году сохранятся. В свою очередь, в ЦЭТ РФ не видят особых причин для ухудшений.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что экспорт нефтегрузов на сети РЖД способен удержаться на уровне 2024 года. Наибольшие риски замедления поставок возможны в III квартале 2025 года. В целом динамику поставок будет определять экспорт мазута. На внутреннем рынке отчетливо проявится акцент на прибавку в перевозках бензина и дизтоплива, а также битума и гудрона. Но при этом вниз будут тянуть перевозки всех остальных видов темных нефтепродуктов.
В условиях такого разброса итог работы сети будет во многом зависеть от позиции, которую займет железнодорожный перевозчик в отношении правил перемещения цистерн. III квартал 2024 года в этом плане высветил целую гамму рисков. Казалось бы, нефтегрузы относятся к высокотарифным номенклатурам. Тем не менее нельзя было сказать, что перевозчик в 2024 году был готов на уступки нефтяникам.
Спад в экспорте нефтегрузов может продлиться до конца I квартала 2025 года. В дальнейшем достижение баланса будет зависеть от влияния совокупности разнонаправленных факторов Помимо экспорта, в IV квартале 2024 года спад охватил еще и поставки нефтегрузов внутри РФ. Осенью ощутимые объемы топлива ушли на автодороги
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |