На железных дорогах в июле погружено 2,2 млн т. Спад погрузки цемента на РЖД в июле составил 4%. Однако следует учесть, что отсчет в текущем году идет к низкой базе. Соответственно если сравнить июль 2025 года с аналогичным месяцем прошлого года 2023 года, то снижение составит -14%.
Напомним, что динамика погрузки цемента на РЖД с весны оставалась в отрицательной зоне. В июне размер спада усилился. А июль показал лишь некоторые улучшения.
В частности, в июле текущего года по сравнению с 2024 годом стало меньше возникать сложностей с отправкой груженых хопперов-цементовозов, поскольку в предыдущем году наблюдался слишком большой отток груза на автотранспорт. И сейчас на сети ощущается избыток специализированного подвижного состава.
"Вагонов хватает. Сложностей с перемещениями груженого специализированного парка практически не возникает. Но при этом остались ограничения на полувагоны", – сообщил представитель цементного завода.
Он уточнил, что заводы, выпускающие ЖБИ и бетон, используют также фракционный щебень, который поступает как раз в полувагонах.
"Проще стало и подать подвижной состав под погрузку. Проблемы, правда, с подводом под погрузку цементовозов остались. Но их острота снизилась. Вместе с тем потребителям требуется не только цемент, но и щебень. Если не хватает последнего, то это влияет и на объемы поставок цемента", – уточнил респондент.
Улучшения – временные?
Напомним, что с весны по июнь спад погрузки цемента на РЖД держался выше динамики сокращения его производства. В июле ситуация изменилась: погрузка на РЖД снизилась на 4%, а, по данным Росстата, объем ввода жилья за тот же период обвалился на 13,8% по сравнению с тем же месяцем 2024 года. При этом производство цемента в июле текущего года, по оценкам участников рынка, снизилось на 12% (до 6,2 млн т).
"Ранее заводы были вынуждены переключать цепочки поставок на автотранспорт. Однако в июле просматривался определенный приток отправок на РЖД", – сообщил источник в ОАО "РЖД".
Добавку в погрузке на железнодорожной сети обеспечили пополнение складских запасов и оживление строительства объектов автомобильной инфраструктуры (господряды). Подобные краткосрочные потребности, объемы которых выше обычного, традиционно закрывала железная дорога, уточнил представитель компании по строительству автодорог.
Правда, это не вывело погрузку на сети в плюс – несмотря на повышенный спрос.
Тренд не переломлен
"Тем не менее тренд переключения перевозок цемента на автотранспорт не переломлен. Напомним, что за 7 месяцев текущего года погрузка данной номенклатуры составила 12 млн т (-14,1% к аналогичному периоду 2024 года), а снижение производства цемента за тот же период оценивается на уровне не более 9%. Таким образом за указанный период заметен отток перевозок на автотранспорт", – сообщил директор по закупкам и логистике АО "ЦЕМРОС" Денис Назаров.
Другие участники рынка также это подтвердили. Соответственно рассматривать статистику за июль, по их словам, следует в контексте итогов перевозок цемента за более длительный период в целом.
Соответственно и прогнозы складываются не очень-то оптимистические. По крайней мере, в ближайшие два месяца погрузка цемента на РЖД не выйдет из отрицательной зоны. На это указывает как спад в потреблении цемента, так и политика железнодорожного перевозчика.
Ослабление в сфере ограничений на перемещение порожнего специализированного подвижного состава само себе не создает условий для переключения перевозок цемента на РЖД. Как видим, рынки стройматериалов взаимосвязаны между собой. И улучшения в цепочках поставок должны быть комплексными.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 25.08.2025 |