Погрузка стройматериалов и цемента на РЖД в 2024 году сократилась из-за охлаждения динамики развития строительного рынка. Но лишь отчасти: значительная доля объемов ушла на другие виды транспорта.
Эксперты указывают на неоднозначность картины, которую можно представить, если судить о строительном рынке по объемам выпуска инертных материалов и размера их погрузки на РЖД. Если брать производство щебня для СМР, то оно в 2024 году выросло почти на 6% по сравнению с 2023 годом, отметили эксперты. Известно, что закупки щебня для устройства автодорог также вышли в плюс.
А вот доставки балласта для РЖД, по данным информационно-спра вочного портала "Железно дорожные перевозки", снизились на 9%, что вызывает вопросы, поскольку холдинг отчитался о росте строительных работ на сети.
Но это, в общем-то, уже другой вопрос. В данном случае речь идет о динамике погрузки стройматериалов: по итогам прошлого года она ушла вниз на 14,5%. Простая арифметика указывает на то, что солидная часть объемов щебня вновь переключилась с рельсов на другие виды транспорта – автомобильный и речной. Таким образом, тренд, сформировавшийся в 2023 году, сохранился и в 2024-м.
Причем осенью он явно усилился. В частности, исследование "РЖДПартнера" "Ставки и грузовые вагоны" подтвердило, что автодорожники, создавая запасы щебня и песка на будущий год, для этого использовали в гораздо большей степени, чем прежде, автотранспорт. Причина – с отправкой щебня по железной дороге в сентябре – ноябре возникли проблемы из-за нехватки полувагонов под погрузку, сообщили представители автодорожников.
"Ситуация осложнялась тем, что операторы не могли оформить отправки в адрес других предприятий уже выгруженных из-под щебня вагонов. Щебеночники оказались в затруднительной ситуации: грузить и стоять неопределенное количество времени или не грузить вообще", – пояснил представитель карьера по добыче инертных материалов. Щебеночники достаточно сильно почувствовали на себе последствия борьбы перевозчика с "лишним" парком и расширения палитры логконтролей на сети.
Нечто аналогичное наблюдалось и в отношении погрузки цемента.
Независимый аналитик Михаил Куликов обратил внимание на то, что в 2023 году производство всех видов основной продукции стройиндустрии в I полугодии не выходило из отрицательной зоны, но в дальнейшем постепенно подросло. И в 2024-м превысило уровень предыдущего года.
И хотя в II полугодии объемы потребления оставались на уровне позапрошлогодних, в целом по РФ производство цемента в 2024 году превысило уровень 2023 года на 2,9%. При этом погрузка цемента на РЖД в 2024 году снизилась на 4,7%.
Следовательно, часть объемов переключилась на автотранспорт. Здесь также сказалась политика РЖД по борьбе с "лишним" парком: целый ряд участников рынка осенью заявили "РЖД-Партнеру" о проблемах взаимодействия с железнодорожным перевозчиком. В том числе из-за отмен после введения новых сетевых схем и шахматок движенцев ранее действовавших региональных схем перевозок цемента.
В частности, директор по закупкам и логистике АО "ЦЕМРОС" сообщил о том, что доля железнодорожной составляющей в 2007 году была 72%, а в 2024 году она снизилась до 39% от суммарной отгрузки. Свыше 200 млн т цемента за указанный период переключилось на автотранспорт. При этом на ряде железных дорог в последнее время удалось найти варианты маршрутизации порожних и груженых маршрутов. Однако после 18 октября технология обеспечения порожним подвижным составом, которая была создана для формирования маршрутов, прекратила действовать. Например, так произошло на станции Минводы. И это нарушило железнодорожные поставки цемента на юге.
Но решения об отмене маршрутизации были приняты на уровне ЦД без учета того, что региональная схема разрабатывалась ранее вместе с СКЖД.
Парк цементовозов клиенты просили вывести из-под принятых решений, но их просьбы в ЦД не были учтены. Порожние цементовозы, находившиеся в ожидании заадресовки, на железных дорогах до конца 2024 года попадали в дислокации "лишних", и в дальнейшем их было сложно забрать под погрузку. И это делалось несмотря на то, что сегмент цементовозов на сети в последние годы находился в условиях сильной конкуренции со стороны автотранспорта.
Прогнозы на 2025 год звучат неутешительные. Перевозки балласта могут сократиться из-за урезания программы развития инфраструктуры ОАО "РЖД".
Объемы строительства сократятся. Потребление щебня поддержит только стройка автодорог. А объем потребления цемента, по данным специалистов НО "Союзцемент", в 2025 году может сократиться на 10-15% из-за снижения объемов СМР.
Щебеночники достаточно сильно почувствовали на себе последствия борьбы перевозчика с "лишним" парком и расширения палитры логконтролей на сети.
Нечто аналогичное наблюдалось и в отношении погрузки цемента
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |