17-12-14 / 2014
Новости отрасли
ФАС завела дело на ФСТ за эксклюзивные тарифные скидки по вагонам ТВСЗ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ возбудила дело в отношении Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ за предоставление эксклюзивных тарифных скидок для покупателей вагонов производства ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ, Ленинградская обл., актив группы "ИСТ").

"ФСТ издала и применяет приказ, (который - ИФ) устанавливает пониженные железнодорожные тарифы в отношении порожнего пробега определенных вагонов с улучшенными характеристиками - полувагонов моделей "12-9761-02", "12-9833-01", "12-9853", "12-9869" и хопперов для минеральных удобрений модели "19-9835-01". Вместе с тем, на рынке присутствуют другие модели вагонов с аналогичными характеристиками", - заявило антимонопольное ведомство.

ФАС недовольна тем, что ФСТ установила пониженные тарифы "не на основе универсального принципа - для всех вагонов с улучшенными характеристиками в целом, а в индивидуальном порядке". В результате могут быть созданы дискриминационные условия для ж/д операторов, а также производителей подвижного состава, считает ведомство. "Условия конкуренции должны быть равными для всех", - подчеркивается в сообщении. Рассмотрение дела назначено на 23 декабря.

Как сообщалось ранее, в 2013 г. ФСТ установила скидку на порожний пробег для владельцев вагонов ТВСЗ в среднем на уровне 15% для полувагонов и 6% - для хопперов (точная величина зависит от расстояния). Однако кроме тихвинского предприятия вагоны с улучшенными характеристиками по грузоподъемности выпускает, например, ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ), но компания пока так и не добилась тарифных преференций. Кроме того недовольство этими скидками неоднократно выражал "Рузхиммаш" (MOEX: RUHM) Олега Дерипаски, который также собирался выпускать "инновационные" вагоны.

В июне 2014 г. ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) Владимира Лисина попросила ФАС рассмотреть обоснованность тарифных скидок покупателям "инновационных" вагонов ТВСЗ. В октябре заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталия Яковенко заявляла, что ведомство указало ФСТ на необходимость давать скидки на "инновационные" вагоны всех производителей, а не только на выпускаемые ТВСЗ.

"После анализа приказа ФСТ о применении тарифов на порожний пробег ряда моделей вагонов было установлено, что данный приказ имеет распространение не на все модели так называемого инновационного подвижного состава, а только на ряд моделей производства Тихвинского завода. Таким образом, скидка предоставлялась не на основе универсального принципа, а на основе узкоспециализированного", - передавал "Интерфаксу" слова чиновницы представитель антимонопольной службы, добавляя, что единые критерии инновационного подвижного состава в РФ сейчас отсутствуют.

Однако в ФСТ тогда заявляли агентству, что расчет тарифных скидок для владельцев грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками производится исходя из снижения их воздействия на железнодорожную инфраструктуру, а не характеристик этого подвижного состава. "Решение ФСТ о снижении тарифов на порожний пробег отдельных моделей вагонов с улучшенной ходовой частью, так называемых "инновационных", было обусловлено именно снижением воздействия на железнодорожную инфраструктуру, а не индивидуальными характеристиками вагонов конкретного производителя. При этом отдельные модели таких вагонов производятся не единственным производителем", - отмечал собеседник "Интерфакса".

При этом представитель ФСТ подчеркнул, что признание вагона "инновационным" по тем или иным критериям входит в компетенцию Минтранса и Минпромторга и не предполагает, что тарифы на эксплуатацию этого подвижного состава обязательно будут предполагать скидки. "Большинство эффектов при эксплуатации таких вагонов (например, увеличение межремонтного пробега) сокращают затраты собственников. Но не оказывают влияния на стоимость самой перевозки, а именно это является обоснованием для изменения тарифных схем", - заявлял он. Для вагонов ТВСЗ расчет дисконта производился на основании обращения ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD), оценки снижения расходов инфраструктуры при эксплуатации таких вагонов, а также на основании заключения Минтранса, который подтвердил экономический эффект от эксплуатации таких вагонов, добавлял представитель тарифного ведомства.

В декабре заместитель генерального директора по железнодорожной технике "Уралвагонзавода" Андрей Шленский говорил "Интерфаксу", что в ближайшее время его компания также рассчитывает получить тарифные преференции при перевозке грузов для покупателей его вагонов с улучшенными техническими характеристиками. "Нам дали вариант тарифной скидки. Мы сейчас оцениваем его эффективность. Буквально (в ближайшее время это решение - ИФ) будет принято, я надеюсь", - говорил он.

По мнению топ-менеджера, размер скидки должен быть таким же, как и для покупателей вагонов ТВСЗ: условия должны быть одинаковы для всех производителей, и дифференцировать оценку до технических тонкостей не стоит, говорил он. При этом, по мнению А.Шленского, государственным органам, и в том числе министерству транспорта РФ, необходимо довести начатую работу до конца и выработать единые инструменты: сейчас в РФ нет четкой методики получения тарифной скидки для покупателей вагонов, говорил он.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс17.12.2014