07-07-25 / 2025
Новости отрасли
ФАС предложила повысить приоритет ж/д перевозок импортных грузов предприятиям непрерывного цикла

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает повысить приоритет перевозок импортных грузов по железной дороге в адрес предприятий непрерывного цикла. На внесении изменений в Правила недискриминационного доступа (ПНД) настаивали сами железнодорожники.

В соответствии с размещенным на сайте проектов нормативных актов проектом постановления правительства предлагается внести в пункт 15 ПНД подпункт "е1" – перевозки импортного сырья в адрес непрерывно действующих организаций. Сейчас транспортировка импортных грузов находится в самом конце списка. Новый порядок может вступить в силу с 1 сентября 2025 года.

"В рамках действующей редакции ПНД обеспечен приоритет поставки сырья для предприятий непрерывного производства во внутрироссийском сообщении. ФАС России предлагает ввести и приоритет импортного сырья для таких организаций. Предложенные службой изменения поддержали профильные федеральные органы исполнительной власти", – рассказали "Гудку" в антимонопольном ведомстве.

Как говорится в пояснительных материалах, без внесения изменений производство может сократиться.

Затраты ОАО "РЖД" на выполнение новых требований составят менее 300 млн руб. в течение шести лет после их вступления в силу, подсчитали в службе. Эта мера – одно из предложений холдинга "РЖД", объяснили в компании. Действующей редакцией ПНД закреплен приоритет в приеме к перевозке по лимитирующим направлениям грузов, поставляемых в адрес непрерывно действующих организаций и вывозимых оттуда. До недавнего времени перечень таких предприятий не был четко определен. В связи с этим грузы, в том числе сырье и готовая продукция непрерывно действующих организаций, отправлялись на общих основаниях в порядке других очередей ПНД.

В конце мая правительство утвердило список из 166 предприятий, грузы которых получили приоритет при транспортировке по железной дороге. Однако вопрос приоритета поставок импортного сырья не был урегулирован. "Данное решение позволит компаниям непрерывного цикла совместно с РЖД более точно планировать перевозки, что обеспечит необходимую надежность и ритмичность поставок, бесперебойность производственных процессов", – отметили в холдинге.

О необходимости обеспечить бесперебойное снабжение предприятий непрерывного цикла импортным сырьем говорил в интервью "Гудку" заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Мурев. "Ряд предприятий зависит от импортного сырья и комплектующих, которые не подлежат импортозамещению. При этом импортные перевозки в действующих ПНД относятся к наименее приоритетной 12-й очереди", – пояснил глава ЦФТО.

В частности, с такой ситуацией столкнулась компания "РУСАЛ", для работы которой необходим импорт глинозема, рассказал Дмитрий Мурев. Для поддержки отрасли ОАО "РЖД" до конца 2026 года предоставляет скидку 12,8% на перевозки глинозема с Дальнего Востока на станции Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог. Всего Россия импортирует в год около 4,3 млн тонн сырья для производства алюминия. В целом речь идет о небольших объемах, до 7-8 млн тонн при годовой погрузке РЖД около 1,2 млрд тонн, подсчитал директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. Поэтому выполнение нового требования не вызовет затруднений у железнодорожников.

Основной объем таких перевозок – это глинозем для предприятий РУСАЛа, так как остальная массовая сырьевая продукция производится внутри страны, отмечает эксперт. Также на предприятия химического, металлургического и нефтегазового секторов поставляются комплектующие. "Это дополнительные объемы, которые в тоннах не занимают большую долю, но критически важны для функционирования предприятий", – говорит Игорь Смирнов.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

07.07.2025