20-05-25 / 2025
Новости отрасли
ЕВРАЗ: мы делаем рельсы для повышения эффективности эксплуатации сети железных дорог России

О том, что такое железнодорожные рельсы в современной инфраструктуре и как эффективно применять их в различных проектах ремонтов, строительства и реконструкции пути, мы переговорили с вице-президентом ЕВРАЗа, руководителем дивизиона "Продажи и развитие бизнеса" Сергеем Синцовым.

– Сергей Владимирович, федеральным проектом "Развитие опорной сети железных дорог" до 2030 года предусмотрено повышение провозной способности к портам Северо-Запада до 220 млн т брутто, по Восточному полигону – до 210 млн т брутто. При этом растут осевые нагрузки, увеличиваются веса поездов. Объем ремонтов тем временем снизился, и рельсы будут эксплуатироваться дольше. Это серьезный вызов и проверка на прочность ваших рельсовых продуктов?

– Да, это так. Чтобы соответствовать этому вызову, мы не стоим на месте и развиваемся. ЕВРАЗ сегодня – это высокотехнологичная инновационная компания с уникальной экспертизой в области рельсовых продуктов, повышения эффективности эксплуатации рельсового пути, обеспечения безопасности движения поездов на основе проведения актуальных научных исследований, опытноконструкторских разработок и развития клиентского сервиса. Мы непрерывно улучшаем качество рельсов, создаем новые марки стали, совершенствуем процессы сертификации.

Для этого мы специально создали научно-исследовательский центр на производственной площадке ЕВРАЗ ЗСМК, вложив в самое современное оборудование свыше 600 млн руб. Но в основе всего – практика: мониторинг рельсов в эксплуатации, оценка "сильных" и "слабых" свойств наших рельсов, оценка удовлетворенности клиентов, прежде всего ОАО "РЖД", понимание и умение предсказать потребности клиента в качестве и объемах рельсовых продуктов. Мы создаем рельсы "под заказ", учитывая потребности ОАО "РЖД" для конкретных проектов. Результаты всех наших исследований и инноваций за последние 10 лет мы отразили в уникальном стандарте на рельсы ГОСТ Р 516852022, который по полноте требований к продукту не имеет мировых аналогов, даже в странах – лидерах рельсовой индустрии. Важнейшей составляющей повышения эффективности эксплуатации рельсов в самых разнообразных условиях являются области рационального применения рельсовых продуктов, разработанные нашими специалистами по техническому регулированию продукции. По сути, это документ, который не обязывает, но рекомендует и помогает потребителю не запутаться во всем многообразии продуктовой линейки, а правильно с максимальным эффектом для себя выбрать тот или иной рельсовый продукт для разных условий эксплуатации.

– Сергей Владимирович, Вы сказали про "рельсы под заказ". Как Вы здесь взаимодействуете и находите понимание с ОАО "РЖД"? Есть ли конкретные примеры лучших практик?

– Для того чтобы достичь эффективности в этом вопросе, мы многие годы сознательно, кропотливо создавали и развивали партнерское взаимодействие с ОАО "РЖД" в вопросах проектирования строительства, ремонта и реконструкции железнодорожного пути. Все инновационное для инфраструктуры начинается с проектирования. Но для того, чтобы быть интегрированным в этот процесс, необходимо пройти несколько стадий взаимного доверия и кросс-функционального взаимодействия. К примеру, сейчас мы являемся поставщиками инновационной рельсовой продукции для знаковых инфраструктурных проектов реконструкции БАМа и Транссиба, строительства пути с межремонтной наработкой 2,5 млрд т брутто, готовы поставлять рельсы для строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. С 2023 года в кривые участки пути малых радиусов двух крупнейших железно дорожных артерий Восточного полигона ОАО "РЖД" укладывает наши рельсы повышенной износостойкости ДТ400ИК и рельсы повышенной прочности и пластичности ДТ370. Первые имеют доказанный эффект по снижению износа 16-25%, вторые сейчас на стадии опытной эксплуатации с прогнозом по эффекту 15% против контактно-усталостных дефектов. В первом опытном участке пути "2,5 млрд т брутто" на Красноярской дороге также уложены рельсы категорий ДТ400ИК и ДТ370 профиля Р65, но специалисты ЕВРАЗа разработали более эффективный для грузонапряженных линий инновационный профиль Р71. Основные его достоинства: снижение эксплуатационных напряжений и перераспределение нагрузки на путь от тяжеловесных поездов. Совместно с учеными АО "ВНИИЖТ" показано, что при грузонапряженности свыше 80 и до 200 млн т брутто км/км в год эти рельсы покажут эффект по снижению дефектности до 40% и уменьшению затрат на текущее содержание пути до 15% . Чтобы максимизировать эффект при рекордных перспективных грузонапряженностях свыше 200 млн т брутто км/км в год, уже необходимо применять рельсы самого тяжелого типа Р75, производство которых будет освоено в этом году. Хочу особо отметить рельсы категории ДТ350ВС400 для эксплуатации при скоростях до 400 км/ч. Их без преувеличения можно назвать эксклюзивным суперпродуктом, разработанным и освоенным специально для высоко скоростных проектов ОАО "РЖД" и в первую очередь для ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург. Это рельс с высочайшими требованиями в мире по точности профиля и прямолинейности. Для повышения надежности и безопасности при эксплуатации пассажирских поездов со скоростями движения до 400 км/ч при отрицательных температурах рельсы ДТ350ВС400 имеют повышенную нормированную ударную вязкость при температуре -60 °С. Возвращаясь к стадиям развития партнерского взаимодействия в проектировании ремонтов и строительства путей, мы хотим двигаться дальше, развивая наше участие в формировании самих проектов на стадии ТЗ, а также разрабатывать и реализовывать сервисную поддержку с рекомендациями по применению, текущему содержанию и ремонтам пути с рельсами производства ЕВРАЗ на всем жизненном цикле.

– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о сервисной поддержке. На что сейчас направлен "фокус" клиентского сервиса ЕВРАЗа в рельсовом сегменте?

– Основные "боли" ОАО "РЖД" сейчас – это качество сварки новых рельсовых продуктов и отказы рельсов текущего производства по контактно-усталостным дефектам. Ежегодно по причинам образования "седловин" в сварных стыках из пути изымают свыше 30 тысяч рельсов. Масштаб изъятия рельсов по контактно-усталостным дефектам – свыше 60 тысяч рельсов ежегодно. Для расширения наших компетенций в сварке и оказания сервисных услуг по отработке и передаче в ООО "РСП-М" режимов сваривания рельсов различных категорий мы создали специальную рельсосварочную лабораторию, оснащенную современным технологическим оборудованием для сварки и термообработки рельсов. Мы отрабатываем режимы сварки и термообработки сварных стыков в целях последующей передачи их рельсо-сварочным предприятиям, проводим совместные выездные комиссионные сварки на РСП. Для снижения отказов рельсов по поверхностным дефектам мы не только разрабатываем специальные рельсовые продукты с высокой контактно-усталостной долговечностью, но и подготавливаем комплексные сервисные решения, основанные на уникальных методах диагностики преддефектного состояния рельсов с применением вихретоковых средств неразрушающего контроля. Такие работы мы совместно проводим с учеными СГУПС. Реализация таких методов позволит оптимизировать жизненный цикл рельса, продлить срок его полезного использования, сделать процесс шлифования рельсов в пути малозатратным, удобным для организации движения поездов, но при этом максимально эффективным в час ти восстановления поверхности рельсов. Мы готовы поставлять ОАО "РЖД" инновационный высококачественный рельсовый продукт, сопровождаемый сервисной поддержкой на протяжении всего жизненного цикла, обеспечивая максимальную эффективность не только в части капитальных затрат на покупку и укладку в путь, но и в части текущего обслуживания и ремонта. Хочу особо отметить рельсы категории ДТ350ВС400 для эксплуатации при скоростях до 400 км/ч. Их без преувеличения можно назвать эксклюзивным суперпродуктом, разработанным и освоенным специально для высокоскоростных проектов ОАО "РЖД" и в первую очередь для ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург Сейчас мы являемся поставщиками инновационной рельсовой продукции для знаковых инфраструктурных проектов реконструкции БАМа и Транссиба, строительства пути с межремонтной наработкой 2,5 млрд т брутто, готовы поставлять рельсы для строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург

 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

20.05.2025