Из-за негативной рыночной ситуации перевозки начнут расти не ранее 2026 года
Погрузка на сети РЖД в 2025 г. составит 1,1 млрд т, что на 7% меньше показателя прошлого года. Такой прогноз содержится в обзоре аналитической компании "Эйлер". Исходя из статистики железнодорожной монополии, ниже этого уровня показатель в последний раз был в 2002 г.
Основной вклад в погрузку, как и прежде, внесет уголь. Но, по оценке "Эйлера", и объем его перевозки в 2025 г. сократится на 3% до 321 млн т.
Также в 2025 г. упадут перевозки нефти и нефтепродуктов - на 7% до 193 млн т, железной и марганцевой руды - на 1% до 108 млн т, считают в компании. Наиболее заметное снижение объемов ожидается в части погрузки черных металлов - на 14% до 52 млн т, строительных грузов - на 19% до 90 млн т и зерна - на 45% до 17 млн т, считают аналитики компании.
Eдинственным крупным грузом РЖД, погрузка которого вырастет, будут удобрения. Объем их перевозки, по оценке "Эйлера", увеличится на 4% до 71 млн т.
В январе - июне этого года погрузка сократилась на 3% до 600,3 млн т. Перевозки угля снизились на 5,5% до 169,2 млн т, нефти и нефтепродуктов - на 1% до 104,4 млн т, строительных грузов - на 13% до 57,8 млн т, руды - на 6% до 54,3 млн т. В июле погрузка на сети, по оценке "Эйлера", будет на уровне 92 млн т - на 7% меньше, чем годом ранее. Наибольшее снижение вновь ожидается в перевозках зерна (-42%), а также лома (-43%).
С 2026 г. погрузка на сети РЖД, по прогнозу "Эйлера", начнет восстанавливаться. В следующем году она составит 1,14 млрд т (+4% к 2024 г.), а в 2029-2030 гг. достигнет 1,21 млрд т.
В прошлом году погрузка железных дорог также снизилась на 4% до 1,18 млрд т. В том числе объем перевозки угля просел на 5% до 331,4 млн т, нефти и нефтепродуктов - на 1% до 207,5 млн т, строительных грузов - на 14,4% до 110,9 млн т, железной и марганцевой руды - на 1% до 108,9 млн т.
Снижение погрузки на железных дорогах отражает ослабление внутреннего спроса на ряд товаров и сокращение экспортных поставок на фоне укрепления рубля, говорит эксперт "Эйлера" Андрей Полищук.
РЖД в декабре прошлого года прогнозировала рост погрузки в 2025 г. до 1,24 млрд т. Но уже в феврале гендиректор РЖД Олег Белозеров допустил снижение показателя по итогам этого года. При этом он отмечал, что приоритетом холдинга является рост погрузки в стоимостном выражении и увеличение перевозки более маржинальных грузов второго и третьего тарифных классов. К ним относятся товары с высокой долей добавленной стоимости: продовольствие, удобрения, нефтеналивные грузы, прокат черных металлов, автомобили и проч.
В госкомпании снижение погрузки увязывали в том числе с ростом профицита грузовых вагонов на сети. К февралю 2025 г. он оценивался в 400 000 единиц. Общий парк тогда составлял 1,38 млн шт. С осени прошлого года РЖД активно борется с избыточным порожним подвижным составом, что позволило сократить на путях 75 000 вагонов за I квартал 2025 г.
Кроме того, в январе вступила в силу обновленная версия правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, согласно которой уголь получил 11-ю категорию приоритета при погрузке. Исключение сделано лишь для Кузбасса - регион сохранил соглашение с РЖД о гарантированном экспорте 54,1 млн т. В прошлом году уголь имел значительно более высокий приоритет (3-я категория) благодаря соглашениям РЖД с рядом угольных регионов, включая Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область, Туву и Кемеровскую область. В 2025 г. такие преференции остались только у Кузбасса.
По оценке президента НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павла Иванкина, погрузка на сети РЖД в 2025 г. может сократиться на 2,5-8%. В отдельных категориях товаров, таких как лом черных металлов, падение достигнет 30-35%, считает он.
Причинами такой динамики, по словам Иванкина, является комплекс факторов - сложная экономическая ситуация, снижение экспортных котировок сырья, высокая ключевая ставка и ограничения при использовании инфраструктуры РЖД, говорит эксперт. Особенно сильно пострадала угольная отрасль, на которую приходится до 28% всей погрузки, говорит он. "Ведомости" направили запросы в крупнейшие угольные компании.
Того же мнения придерживается ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов. Он добавляет, что дополнительное влияние на показатель погрузки оказывают рост стоимости железнодорожных перевозок и переориентация части грузоотправителей на альтернативные виды транспорта.
Стоимость перевозки груза складывается из инфраструктурной составляющей - тарифа, который утверждает правительство и закрепляет ФАС, и вагонной составляющей - ее получают операторы за предоставление подвижного состава. На 2025 г. тарифы на грузовые железнодорожные перевозки выросли на 14%.
Выручка РЖД по МСФО в 2024 г. выросла на 9% к показателю предыдущего года и достигла 3,3 трлн руб. Доходы от грузовых перевозок и от предоставления доступа к инфраструктуре увеличились на 7% до 2,4 трлн руб., от пассажирских перевозок - на 18% до 418,8 млрд руб. Вместе с тем чистая прибыль снизилась более чем втрое и составила 50,7 млрд руб.
Ситуация с погрузкой может измениться только при росте спроса, расширении рынков сбыта и смягчении тарифной политики монополии, считает Баранов.
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов называет основной причиной сокращения погрузки спад в строительной отрасли из-за недоступности кредитов и ограничений в рамках проектного финансирования. Улучшение возможно при ослаблении рубля или изменении внешнеэкономической ситуации, считает эксперт.
По прогнозу Иванкина, тенденция снижения погрузки сохранится до конца 2025 г., хотя и может замедлиться. Существенное улучшение ситуации эксперт ожидает не ранее II квартала 2026 г.
Долгосрочный прогноз Rollingstock Agency предполагает, что погрузка на сети РЖД в 2025-2027 гг. в базовом сценарии составит порядка 1,23 млрд т в год. В 2028-2030 гг. погрузка, согласно базовому сценарию агентства, вырастет почти на 7% до 1,31 млрд т.
В РЖД работают над привлечением дополнительных грузов через гибкую тарифную политику и улучшение сервиса, сказал представитель компании "Ведомостям". При этом переломить негативный тренд, по оценке компании, позволит рост погрузки массовых грузов на фоне улучшения внешнеэкономической конъюнктуры. В июне на железной дороге недогруз составил 22,4 млн т, из которых более половины - на южном направлении, отметил собеседник. Основная проблема заключается в том, что мощность, забронированная под конкретную отправку, практически не может быть использована для перевозки других грузов, уточнил он.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 21.07.2025 |