10-07-25 / 2025
Новости отрасли
Эксперт: металлурги вряд ли вернутся на железную дорогу

Погрузка черных металлов на РЖД в июне составила 4,1 млн тонн. Это на 23% меньше, чем годом ранее.

Тенденция 7 лет

Погрузка черных металлов на железную дорогу оказалась на минимуме с начала 2025 года. До этого антирекордным месяцем был февраль с показателем 4,2 млн тонны. В июне же, кроме прочего, зафиксировано самое значительное падение погрузки год к году – -23%.

По словам экспертов, тенденция не нова. Дорога к таким показателям прокладывалась последние 7 лет.

"Как минимум с 2018 года наблюдается устойчивый тренд на снижение доли ж/д транспорта в перевозках металлопродукции. Если в 2018 году отправки по ж/д составляли около 75% производства, то в 2024-м – 59%, а за 1 полугодие 2025 года – 53%", – рассказал РЖД-Партнеру старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко.

Зачем уходят металлы

Основная причина ухода металлургов с ж/д транспорта в последние месяцы – непредсказуемость сроков доставки и ее высокая стоимость. Например, при перевозке стального проката и полуфабрикатов в полувагонах цена доставки за тонну в среднем на 20-30% выше, чем автотранспортом при его большей гибкости и скорости доставки. Перевозка чугуна в силу меньшего тарифа сопоставима по стоимости.

"Возвращение на железную дорогу металлургов или их клиентов, уже закупивших грузовики для перевозок, маловероятно. Компании не захотят снова перестраивать логистику. Для оставшихся предприятий стимулом к сохранению отправок по железной дороге может быть введение скидок и нормализация работы сети, что позволит качественнее планировать поставки", – считает эксперт.

Добавим, что в начале июня металлурги прогнозировали снижение спроса на сталь в России в 2025 году. По словам президента Ассоциации "Русская сталь" Алексея Сентюрина, падение составит 10% к показателю 2024 года. Потребление стали может сократиться до минимума с 2016 года (тогда – 39 млн. тонн). Такую тенденцию связывают со снижением спроса в строительном секторе и машиностроении на фоне высокой ключевой ставки. Внутренний рынок "раскачать" не удается, а рентабельность экспортных поставок снижается.

Кризис на рынке повлек за собой также снижение спроса на металлургическое сырье.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

10.07.2025