Создание и внедрение инновационных систем автоматизации, роботизации и цифровизации входят в перечень основных направлений инженерной деятельности и являются элементами достижения технологического суверенитета ОАО "РЖД".
Владимир Андреев, начальник Департамента технической политики ОАО "РЖД"
Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), проводимых в холдинге по обозначенным направлениям, составляет сегодня 69% от общего числа, за 10 лет она увеличилась в 5 раз. Подобные изменения соответствуют мировым трендам, что подтверждает правильность выбранной РЖД стратегии развития, способствует достижению и укреплению лидерских технологических позиций на рынке транспортных услуг.
Основной объем создаваемых решений реализуется в рамках крупных комплексных проектов: "Цифровая железнодорожная станция" (ЦЖС), "Беспилотная транспортная система на МЦК", "Комплексные телекоммуникационные решения (LTE)", "Автомашинист".
Автоматизация, роботизация и цифровизация сортировочных станций позволяют компании получать существенные технологические и экономические эффекты. В их числе можно выделить увеличение скорости обработки составов грузовых поездов, рост пропускной и перерабатывающей способности станций, повышение оперативности и качества принимаемых решений, обеспечение безопасности движения.
Кроме того, предполагается замена ручного труда, исключение негативного влияния человеческого фактора, вывод персонала из опасной зоны, повышение производительности труда. В условиях ухудшающейся демографической ситуации и существующего дефицита кадров реализация подобных проектов позволяет холдингу не только позиционировать себя в качестве современной компании с комфортными условиями работы, но и сохранять устойчивость в обеспечении персоналом.
С точки зрения технических решений любая автоматизация и роботизация состоит из трех крупных элементов. Первый – данные. Информация о состоянии объектов получается от измерительной аппаратуры (датчиков) и систем передачи данных. Второй – обработка данных. Происходит на серверах с помощью программного обеспечения, методик и алгоритмов обработки. Здесь также происходит формирование управляющих команд. Третий – исполнительный механизм. Это устройства, роботы, физические системы, непосредственно реализующие технологию. Применительно к ЦЖС это, к примеру, робот – расцепщик вагонов, беспилотный локомотив.
Важно отметить, что требуемые эффекты достигаются только при комплексном использовании всех элементов. Именно такой подход реализован в проекте ЦЖС.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
16.07.2025 |