Процесс создания единого оператора на восточном маршруте МТК Север – Юг затягивается. Партнеры России ссылаются на геополитические соображения. В то же время эксперты позитивно смотрят на его перспективы.
В интервью Издательскому дому "Гудок" директор департамента по работе со СМИ АО "НК "КТЖ" Кирилл Волков сказал: "Создание единого оператора на восточной ветке МТК Север – Юг требует дополнительной проработки со всеми заинтересованными сторонами, учитывая участие нескольких стран и текущую геополитическую ситуацию". В то же время, отметил он, работа в данном направлении продолжается, "поскольку развитие восточного маршрута имеет стратегическое значение".
АО "KTZ Express" (дочерняя компания КТЖ) активно продвигает маршрут и осуществляет контейнерные перевозки, добавил представитель компании. В январе – феврале текущего года производилась отправка таких грузов, как газетная бумага и удобрения. В дальнейшем ожидается расширение номенклатуры перевозимых товаров, в том числе за счет сельхозпродукции.
Меморандум о создании единого логистического оператора на восточном маршруте МТК Север – Юг был подписан в апреле 2023 года. Сторонами соглашения стали KTZ Express, "РЖД Логистика" и Транспортно-логистический центр Туркменистана. Они договорились объединить компетенции для формирования конкурентоспособных тарифных ставок и бесшовной перевозки грузов из Казахстана, России, Туркменистана в Иран, Индию, страны Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
О формировании совместного предприятия KTZ Express и "РЖД Логистики" (уже без участия туркменской стороны) объявили 27 ноября 2024 года. Договор об этом подписали председатель правления – генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров и председатель правления KTZ Express Нурлан Сауранбаев.
Новый оператор должен был заняться "повышением эффективности транспортных связей на восточном маршруте МТК Север – Юг. В частности, предполагалось привлечение дополнительных объемов грузов, в том числе для транзитных перевозок по направлению Китай – Казахстан – Россия – Белоруссия.
В АО "РЖД Логистика" тему не комментируют. Эксперты смотрят на перспективы создания единого оператора в целом оптимистично. "Особых геополитических и экономических проблем нет, кроме недостаточного объема грузов, перевозимых по этому маршруту", – говорит начальник отдела зарубежных проектов и международного сотрудничества АНО "Дирекция международных транспортных коридоров" Наталья Задонская.
Тема МТК Север – Юг существенно прибавила в политическом весе и отраслевой актуальности во втором полугодии 2024-го после заключения целого ряда важных ¬межгосударственных соглашений, отмечает директор Центра междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ, член Российско-афганского делового совета при ТПП РФ Марат Зембатов. "Сегодня, после подписания 17 января 2025 года Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном, в котором отдельной статьей регламентирована дальнейшая работа по укреплению сотрудничества вдоль МТК Север – Юг, вопрос создания единого транспортно-логистического оператора, безусловно, получает новое звучание", – говорит эксперт.
Марат Зембатов полагает, что оператор будет создан уже в текущем году, а практически значимые аспекты сближения позиций в нормативном правовом и норма¬тивно-¬техническом регулировании стран – участниц МТК могут быть проработаны в ближайшее время.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
11.03.2025 |