К 2035 году парк эксплуатируемого на сети РЖД тягового подвижного состава должен на 74% состоять из инновационных и относящихся к новым сериям машин. Об этом было заявлено на "PRO//Движение.ЭКСПО-2025" в ходе сессии "Будущее тяжелого машиностроения в России. Локомотивный комплекс: вчера, сегодня, завтра".
ПО ТРЕБОВАНИЯМ РЖД
Локомотивный парк компании в последнее десятилетие значительно омолодился. По данным первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Сергея Кобзева, сегодня 50% в нем занимают локомотивы старых серий (основная часть с литерой "ВЛ"), 48% – электровозы и тепловозы новые, к которым, в частности, относятся "Ермаки", 2% – инновационные машины.
"Наша цель- чтобы к 2035 году количество старых локомотивов сократилось до уровня 16% и мы бы их использовали в основном на вспомогательных направлениях", – заявил Сергей Кобзев.
В то же время основную грузовую работу будут выполнять инновационные и современные локомотивы.
Технологической особенностью новых машин станет устанавливаемая уже на производстве система, обеспечивающая движение в режиме виртуальной сцепки, что сокращает интервалы попутного следования поездов, увеличивая таким образом объем перевозок без строительства новых путей.
Одними из важнейших характеристик локомотивов, выпускаемых по техническим требованиям ОАО "РЖД", станут автоведение и автоматизация, другие опции, способствующие максимальному облегчению труда локомотивной бригады.
Перспективы автоматизации открывают фантастические возможности. В частности, уже сейчас локомотив, оснащенный системой управления устройствами СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), может самостоятельно менять положение стрелочных переводов на подходе к сортировочной станции Челябинск-Главный, где реализуется пилотный проект "Цифровая железнодорожная станция".
При этом все инновации должны отвечать требованиям безопасности движения
Кроме того, Сергей Кобзев обратил внимание на то, что компания ждет от новых серий электровозов и тепловозов высокой ремонтопригодности и 100-процентной надежности. Немаловажным аспектом останется и финансовая доступность нововведений, позволяющая сделать плату за использование высокотехнологичного локомотива доступной для грузоотправителей. Компании будут нужны эксплуатационные модели тягового подвижного состава, рассчитанные на использование в определенных сегментах перевозок и даже в условиях конкретных полигонов.
В качестве примера Сергей Кобзев привел проведенную совместно с ИЭРТ работу по определению вида тяги, наиболее подходящего для применения на неэлектрифицированных участках БАМа. Выяснилось, что самым лучшим станет использование здесь тепловозов, работающих на смеси дизельного топлива и газа. И занявший свое место в экспозиции "PRO//Движение.ЭКСПО-2025" 2ТЭ35А отвечает именно таким требованиям.
РЕЗУЛЬТАТ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Представители выпускающих для РЖД локомотивы АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) и АО "Группа Синара" заявили, что ведут с железнодорожниками совместную работу над созданием и выпуском подвижного состава и следуют в русле общих представлений о будущем локомотивного комплекса.
Заместитель генерального директора ТМХ по техническому развитию Михаил Рожков сообщил, что его холдинг системно и комплексно подходит к повышению надежности выпускаемых машин.
Одним из направлений является развитие установленных на локомотивах диагностических систем. В частности, около двух лет назад ТМХ начал внедрять "СВЧ плазменную диагностику". Она обнаруживает наличие металлических вкраплений в моторном масле и анализирует их состав. Благодаря этому можно не только спрогнозировать состояние оборудования и сроки развития проблем в целом, но и определить, что именно повреждено – структура металла у каждого блока и узла разная. Такой подход позволяет предсказать появление около 40% отказов дизельной установки в перспективе 3-6 месяцев.
Обеспечить повышение качества и скорости обслуживания новых локомотивов призвана реализуемая ТМХ концепция унификации локомотивных платформ.
"Понятно, что тепловоз от электровоза будет всегда отличаться, но процент унификации в 60-70 мы выдерживаем", – говорит Михаил Рожков.
У новых тепловозов и электровозов холдинга будет одинаковая экипажная часть, схожие кабины машиниста и системы управления. Даже электрические двигатели будут в основе одни и те же.
"Унификация – это, по сути, единые подходы к ремонту и тепловозов, и электровозов. И здесь мы видим, что это движение точно даст значительные и серьезные эффекты в качественном выполнении сервисных и ремонтных работ", – считает Михаил Рожков.
Генеральный директор АО "Группа Синара" Виктор Леш подчеркнул, что развитие локомотивостроения в России – результат совместных действий машиностроителей и поставщиков комплектующих, специалистов ОАО "РЖД" и отраслевых научных институтов.
"И только благодаря совместному труду мы действительно выдаем на сеть самые современные, самые перспективные проекты", – убежден Виктор Леш.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
31.08.2025 |