15-12-25 / 2025
Новости отрасли
Движение в связке

Тренд на увеличение объемов перевозки удобрений по железной дороге фиксировался на протяжении всего 2025 года.

Андрей Шепель, директор по логистике АО "Апатит"

– Андрей Владимирович, как вы оцениваете перевозки удобрений по сети РЖД в этом году?

– В настоящий момент мы полностью удовлетворены качеством перевозки минеральных удобрений по сети РЖД. В 2025 году Центральная дирекция управления движением провела большую работу по организации эффективного управления парком грузовых вагонов, который на данный момент является избыточным. АО "Апатит" приняло активное участие в этой работе. Благодаря этому удалось повысить эффективность использования парка и обеспечить возрастающий объем перевозки меньшим количеством вагонов. Если еще в прошлом году имели место задержки как в процессе приема груза к перевозке, так и во время его движения к точке назначения, то в текущем году мы практически забыли об этих проблемах.

– В марте 2025 года ОАО "РЖД" и АО "Апатит" заключили соглашение о взаимодействии при допуске и эксплуатации вагонов на инфраструктуре железных дорог. Расскажите, каких результатов с момента заключения договора удалось добиться.

– Результаты уже есть, и довольно впечатляющие. По сравнению с 2024 годом оборот вагонов на основных направлениях АО "Апатит" улучшился. К примеру, время следования поездов с апатитовым концентратом на участке Титан – Нелазское составило 2,5 суток, что быстрее аналогичного периода в 2024 году на 41% (3,6 суток). А на участке Титан – Юльевка ускорение составило 36% (9,5 суток в 2024 году и 6,1 суток в 2025 году). Также увеличился процент надежности доставки грузов и движения порожних вагонов. Он вырос в 2025 году на 5% к уровню 2024 года и составил 91%.

Существенно снизилось количество отставленных от движения поездов по ответственности РЖД. Так, сократилось количество отставленных от движения составов с апатитовым концентратом с 229 в 2024 году до 90 в 2025 году. Снизилось количество поездов с апатитовым концентратом на рейсе. За счет улучшения оборота вагонов достигнуто существенное снижение количества поездов в направлении станции Юльевка (с 20 в 2024 году до 12 в 2025-м). Также наблюдается существенное снижение и на направлении станции Нелазское (с 9 поездов в 2024 году до 7 в 2025-м).

Аналогичная ситуация сложилась и с количеством порожних вагонов в направлении станции Титан – Апатиты. В августе и сентябре благодаря грамотному нормированию и организации движения на полигоне Октябрьской железной дороги достигнуто значительное снижение порожних вагонов на рейсе в адрес указанных станций (с 1800 в 2024 году до 1020 вагонов в 2025-м).

– Насколько у вас выстроена маршрутизация грузооборота? Какой процент она занимает от общих отправлений?

– У нас 95% экспортных отправок маршрутизированные, а общий процент маршрутизации составляет примерно 85%.

– Какие страны являются основными покупателями российских удобрений в этом году?

– Основные покупатели – Индия, страны Латинской Америки и Африки, а основные маршруты сосредоточены в Северо-Западном регионе нашей страны.

– Каких объемов перевозок удобрений вы хотите достичь до конца года и каковы прогнозы на 2026-й?

– До конца текущего мы планируем отправить около 12,5 млн тонн готовой продукции. Предполагаем, что сортность товара и карта перевозок в 2026-м сильно не изменятся и сохранятся на уровне 2025 года.


 

Источник Дата Наименование материала

Гудок 1520

15.12.2025