Машиностроение в РФ на подъеме волны импортозамещения. Однако на РЖД почему-то глубокий спад по перевозкам машин, станков и оборудования. Как выяснилось, тяжеловесные отправки на сети проигрывают конкуренцию другим видам транспорта, хотя имеют потенциал роста.
Статистическая вилка По данным Росстата, за 9 месяцев объем продукции обрабатывающей промышленности РФ в целом увеличился на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом драйверами роста стало машиностроение: в частности, выпуск электрооборудования прибавил в оборотах на 10,6%, машин и оборудования – на 16,4%, транспортных средств – на 28%.
У отдельных игроков показатели еще выше. Например, недавно генеральный директор компании "Силовые машины" Алексей Подколзин сообщил, что в I полугодии 2025 года группа предприятий нарастила производство оборудования на 59%. В том числе паровых, газовых и гидравлических турбин. Подобное оборудование ранее грузили на железнодорожные транспортеры или универсальные платформы.
Да и всю другую продукцию (турбо- и гидрогенераторы, роторы, статоры, разные крупные электромашины) тоже.
Только теперь все это можно отправить различными логистическими цепочками. Не только по железнодорожной сети, но и по авто дорогам, а при необходимости – с перевалкой на речной транспорт. И предприятия, по-видимому, все чаще используют подобные комбинированные варианты.
"Да, это так. Раньше железнодорожные транспортеры были всегда востребованы. А сейчас спрос меньше, чем предложение. Во-первых, тариф перевозчика дорогой. Во-вторых, еще несколько лет тому назад на РЖД укладывались в конкурентные сроки с автотранспортом. А теперь по рельсам везут дольше", – рассказал коммерческий директор "ЦЖТН "Негабарит" Павел Волков.
Действительно, если взглянуть на оперативную статистику РЖД, то погрузка данных номенклатур оставалась в отрицательной зоне. Например, за 6 месяцев погрузка машин, станков, двигателей сократилась на 24,4%, а сельхозмашин – на 22,8%. Правда, по второй позиции заводы выручил экспорт (+46,3%), но по первой номенклатуре и он ушел в минус. Не улучшилось положение дел и осенью текущего года. Скажем, по данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", на сети в октябре текущего года было отправлено меньше, чем за аналогичный месяц 2024-го, сельхозмашин – на 24% (в том числе на 30% – на экспорт), машин, изделий и приборов – на 10% (в том числе на 61% – на экспорт), машин, оборудования и их комплектующих – на 28% (в том числе на 54% – на экспорт), тракторов и их частей – на 29% (на экспорт -49%).
Клиенты в поисках единого окна "Что можно в такой ситуации сделать? В свое время мы предлагали создать при ОАО "РЖД" центр по работе с негабаритными и тяжеловесными грузами. Это же ведь высокодоходные грузы. И сервисы, связанные с такими перевозками, должны быть удобными для клиентов. А на железной дороге необходимо собрать ворох документов. И по разным углам за согласованиями побегать. Есть, правда, заметный шаг вперед – возможность обмена чертежами в электронном виде. Но вот так должно быть по всем позициям", – продолжил тему П. Волков.
Пока же каждый из операторов, предоставляющих услуги по перевозкам указанных номенклатур, вынужден находить свои решения. Например, в АО "РЖД Логистика" объявили, что сами теперь предоставляют комплекс услуг в рамках одного окна. В компании сами взаимо действуют со службой специальных перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД", согласовывают с ней возможность транспортировки и маршрут следования грузов. Однако это не все. Нередко клиенты отказываются от РЖД, поскольку для них вариант ухода в категорию "сверхнегабарита" на сети и неудобен, и затратный. Вместе с тем в ряде случаев можно найти выход, применив нестандартный подход к креплению груза. Например, отправить машину частями – крупными узлами, которые будет легко собрать при получении. Аналогичные варианты появляются и для крупногабаритного электротехнического оборудования. Особенно когда везти его приходится чуть ли не через всю страну.
Источник в ОАО "РЖД" подтвердил, что в холдинге намерены доказать, что российская железнодорожная логистика готова к выполнению самых амбициозных задач по транспортировке оборудования в интересах ключевых отраслей экономики, включая самые удаленные регионы страны. Но ждут, в свою очередь, от операторов развития сервисов "от двери до двери", включая взаимодействие с инфраструктурой необщего пользования.
В общем, думайте сами – и клиенты, и железнодорожные операторы. Между тем, по информации на 2025 год, весь парк вагонов-транспортеров принадлежит ОАО "РЖД". Этот тип вагонов относится к специализированному подвижному составу и курируется отделом специальных перевозок ОАО "РЖД", уточнили в ООО "ЕАКС-Логистика". И кстати, это единственный вид вагонов, на который продлевается назначенный срок службы. Ну и тарифы диктует перевозчик.
Нередко клиенты отказываются от РЖД, поскольку для них вариант ухода в категорию "сверхнегабарита" на сети и неудобен, и затратный. Вместе с тем в ряде случаев можно найти выход, применив нестандартный подход к креплению груза
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |