28-05-25 / 2025
Новости отрасли
Доля железнодорожных перевозок лома черных металлов продолжает сокращаться: как это может повлиять на устройство перевозок

Доля железнодорожных перевозок лома черных металлов значительно сокращается. В динамике это выглядит так: 87% перевозок приходились на ж/д в 2011 году (тогда доля была самой высокой), но к 2024 году он сократилась до 65%. Тенденция продолжается в текущем году: в январе показатель составил 56,9%, в апреле - 53,5%. Перевозка лома автотранспортом увеличилась в 2023-2024 годах на 25%. Такие данные на транспортно-логистическом форуме "Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?", организованном РЖД-Партнером, привел директор Ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ" Виктор Ковшевный.

На укрепление тенденции влияют несколько факторов:

• снижение потребления лома заводами (в том числе замещение лома чугуном и ГБЖ) из-за 12-го пакета санкций. По итогам 12 месяцев 2025 года, мы идет к ситуации, когда потребление лома черных металлов составляет 13 млн тонн за год (в 2021 году было еще 26,6 млн тонн);

• ограничение экспорта лома 2022-2024 годов, что приводит к сокращению сбора труднодоступного и трудноизвлекаемого лома, а также к сокращению количества ломозаготовителей;

ограничения со стороны РЖД (перенаправление потоков лома с экспортно-ориентированных регионов невозможно);

• экономический фактор (на авто и по воде везти эффективнее).

К уходу с железной дороги подталкивают цены на перевозки, которые сказываются на конечной стоимости лома. Эксперт привел сравнение цен на арматуру в Турции и России. По его данным, арматура в Турции обходится дешевле, чем она же в России. При том, что лом Турция закупает по импорту. Превышение цен на арматуру в России при сравнении с Турцией связано с курсом ЦБ и логистическими сложностями.

Стоимость перевозок по ж/д увеличивается каждый год, что делает перевозку лом по железной дороге в текущих условиях категорически невыгодной, считает спикер. Если тенденция к росту не изменится, добавляет В. Ковшевный, доля перевозок лома по ж/д продолжит снижаться. Речь идет о перестройке схемы расположения сырьевых баз, которые не потребуют участия железной дороги в принципе. "Будет соблюдаться принцип производства рядом с сырьевой базой и местом потребления. Мы ожидаем, что если в России найдутся инвесторы для создания микропроизводств, то ж/д-сообщение не будет использовано совсем. Крупные предприятия останутся, но те, что работают на экспорт.

Среди предложений, который смогли бы вернуть лом на железную дорогу, но при этом не повлияли бы на РЖД, - улучшение условий для тех компаний, которые могут увеличить насыпную плотность при перевозке лома. "Это улучшит экономику самих предприятий и ломозаготовителей", - считает эксперт.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

28.05.2025