10-07-25 / 2025
Новости отрасли
Для увеличения габарита вагонов важно устранять узкие места на инфраструктуре

Вопрос использования на сети грузовых вагонов с увеличенным размером обсуждался на XIX Международной научно-технической конференции "Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты", которая проходит в Санкт-Петербурге.

Для каких грузов будет выгода?

О подготовке к эксплуатации вагонов в габарите Т заговорили еще в советские времена: в 1983 году даже вышел соответствующий приказ Министерства путей сообщения. Тем не менее вопрос не потерял актуальности до сегодняшнего дня.

Сейчас для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общего пользования, действует промежуточный габарит Тпр. В габарите Т площадь каждого вагона увеличится на 1 кв. м. Таким образом, на 14% можно повысить тоннаж перевозимого груза.

Проведенный анализ показал, что использование подвижного состава с увеличенными параметрами принесет экономический эффект в перевозках таких видов груза, как кокс, химикаты, лесная продукция, бумага, черные металлы, нефть и нефтепродукты, говорит первый заместитель гендиректора ООО "УК "РМ Рейл"" Сергей Дробжев: "Мы меняем длину, увеличиваем габарит, можем вести больше, тем самым полностью выбирая полезный объем кузова".

В появлении новых моделей вагона может быть заинтересован перевозчик, поскольку речь идет об увеличении провозной способности.

Так, в поезде унифицированной длиной 71 условный вагон и весом-брутто 7100 т масса перевозимого груза достигает 5325 т. При той же составности, но из вагонов габарита Т вес поезда вырастает до 8300 т, а масса доставляемого груза – до 6308 т.

Какие существуют барьеры?

Предварительно возможность вывода на сеть нового парка обсуждалась с операторским сообществом. По словам С. Дробжева, операторы откликнулись на предложение. "У них есть точка А и точка Б, где теоретически они видели бы постоянную эксплуатацию подвижного состава с увеличенными габаритами", – рассказал менеджер.

Конечно, встает вопрос, насколько железные дороги готовы к габариту Т. В последнее десятилетие немало средств вложено в инфраструктуру РЖД. Например, в 2023 году на Забайкальской магистрали был открыт Керакский тоннель – это последнее крупное инженерное сооружение, ограничивающее использование габарита Т. Но есть другие участки, требующие переустройства, в частности, на станциях. Существуют проблемы с мостами, хотя основная часть может пропускать вагоны с увеличенным габаритом, а также с пассажирскими платформами.

В этом плане, согласно данным РЖД, на сети являются барьерными 427 мест. Но задача по снятию ограничений – посильная, считает представитель "РМ Рейла". Цена вопроса – миллиарды рублей, но затраты в дальнейший рост провозной способности инфраструктуры, в частности, за счет увеличения грузоподъемности вагонов, возможности применения парка с нагрузкой 27 тс, могут быть несоизмеримо выше.

Впрочем, другие вагоностроители предлагают не отказываться от подвижного состава с осевой нагрузкой 27 тс.

"Мы понимаем, рано или поздно железные дороги никуда не денутся, осевую нагрузку необходимо будет повышать. Мы завершили подконтрольную эксплуатацию полувагонов модели 12-9548-01 до первого деповского ремонта. Получили хорошие показатели по этим вагонам и ушли на первую подконтрольную эксплуатацию после первого ДР для подтверждения дальнейших характеристик, в том числе тележки с осевой нагрузкой 27 тс", – рассказала директор дирекции научно-технического развития НПК "ОВК" Анна Орлова.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

10.07.2025