Андрей Зимихин - заместитель начальника службы Куйбышевской дирекции управления движением
Для улучшения взаимодействия ОАО "РЖД" и промышленных предприятий в железнодорожных узлах необходимо применение единых технологических процессов. На Куйбышевской железной дороге уже есть определенные наработки и накоплен опыт, которым можно поделиться.
Распределить роли каждого работы железнодорожного транспорта достигаются при движении грузовых поездов по регулярному графику, когда фактический объем предъявляемой грузовой базы влияет только на размер составов, а расписание остается постоянным по аналогии с пассажирским сообщением. Это позволяет железной дороге точно планировать маневровые и тяговые ресурсы, а клиентам - выстраивать свои цепочки поставок по принципу "точно в срок" и поддерживать минимальный уровень складских запасов. Большинство железных дорог США, Канады и Мексики за последние 10 лет перешли на работу по расписанию, что сопровождалось ростом основных качественных показателей в среднем на 15-30%.
В ОАО "РЖД" в 2011 году принята Концепция организации движения грузовых поездов по расписанию, в 2012-м для ее реализации разработан Единый сетевой технологический процесс (ЕСТП). По результатам пилотных проектов стало очевидно, что одним из главных негативных факторов, ломающих выстроенное расписание, является труднопрогнозируемая работа железнодорожных узлов (см. рис. 1).
До момента оформления перевозочных документов работники железной дороги зачастую не знают, в каком направлении клиент заадресовывает вагоны. Неритмичность погрузки вместе с другими негативными факторами, такими, например, как высокий износ локомотивного парка, вызывают перегрузку основных направлений сети и не позволяют ОАО "РЖД" обеспечить доставку груза "точно в срок".
Целью работы железнодорожного узла является подача/уборка вагонов клиентами по заблаговременно составленному суточному плану. По такому же расписанию должно осуществляться движение местных поездов между сортировочной станцией и примыкающими к ней грузовыми узлами. Основой для построения подобного расписания является четкая и прозрачная модель взаимодействия предприятий и железной дороги, определяющая действия каждого участника с целью формирования единого согласованного плана работы узла на следующие сутки.
Нормативно-правовая база, регулирующая подобные взаимоотношения ОАО "РЖД" и клиентов в узлах, в настоящее время практически отсутствует. При анализе нормативного и информационного обеспечения этапов перевозочного процесса грузов видно, что лучше всего дела обстоят с перевозками по магистральным линиям и с работой крупных сортировочных станций. А наименее обеспеченными являются этапы местной работы и взаимодействия с клиентами на станции, где имеющиеся документы (договоры на подачу/уборку вагонов, обслуживание путей необщего пользования) практически не затрагивают вопросы планирования (см. рис. 2).
Залог эффективности - точный план
В отечественной железнодорожной практике давно известен такой инструмент, как Единый технологический процесс (ЕТП). Он начал применяться еще в 1940-х годах для организации комплексного взаимодействия между железнодорожным транспортом и пользователями услуг. В советское время применение ЕТП директивно устанавливалось для всех предприятий, имевших собственные локомотивы.
Сейчас актуальность ЕТП вновь возрастает. Проблемы взаимодействия железных дорог с потребителями транспортных услуг в последнее время находятся в центре внимания при обсуждении путей повышения качества работы железных дорог, поскольку именно здесь, на стыках транспортной и производственной систем, возникают самые большие потери. Потребность в этом инструменте так велика, что на трех дорогах - Свердловской, Западно-Сибирской и Южно-Уральской - созданы специальные лаборатории по разработке единых технологических процессов с предприятиями. Так как официальные методики по созданию ЕТП еще находятся в разработке, то, как правило, ЕТП делается на основе технологического процесса работы станции и содержит в основном сведения о путевом развитии и описание порядка выполнения маневровых операций. При этом достаточно скудно описывается процесс планирования работы станции и предприятия-клиента, а ведь именно точный план является залогом эффективной работы.
На Куйбышевской железной дороге к 2012 году действовало четыре ЕТП. Помимо них, с середины того же года по договоренности между руководством дороги и одним из крупнейших грузоотправителей - ОАО "АНК "Башнефть" - на станциях Бензино-Черниковского узла внедряется принципиально новый единый технологический процесс и поддерживающая его автоматизированная система. Упор в этом проекте сделан на мероприятия организационного и информационного характера, обеспечивающие достижение быстрого эффекта при малых затратах.
ЕТП, разработанный на Куйбышевской дороге, концентрируется на описании порядка взаимодействия причастных руководителей и работников предприятия и железной дороги, устанавливая единые и прозрачные правила. В данный ЕТП закладываются обязательства каждой из сторон: для железной дороги - подводить вагоны на станцию и подавать их на подъездной путь в заранее определенное время, а для клиента - также в определенное время готовить вагоны для уборки. В этом, на наш взгляд, его принципиальное отличие от традиционных ЕТП.
Параллельно разработчики из НТЦ "ТрансСистемоТехника" создают систему управления работой грузового узла (АСУ РГУ). Сейчас она находится в стадии опытной эксплуатации. Эта система автоматизирует содержащийся в ЕТП регламент планирования и позволяет на его основе формировать суточные планы-графики подачи/уборки вагонов на наливные эстакады, контролирует исполнение плана, анализирует отклонения и оценивает эффективность процесса взаимодействия КбшЖД и "Башнефти". Надо отметить, что над составлением единого плана в системе работают диспетчеры как ДЦУП и станций, так и АНК "Башнефть" и ее операторов. Ранее же большинство вопросов между ними решалось по телефону.
В итоге работа по ЕТП позволяет организовать равномерный подвод порожних вагонов под погрузку, выстроить график обслуживания ряда клиентов на нескольких грузовых станциях. В Бензино-Черниковском узле технология отрабатывается только с ОАО "АНК "Башнефть" как с доминирующим клиентом. Но в настоящее время уже ведутся переговоры с грузоотправителями по тиражированию технологии на другие крупнейшие узлы КбшЖД - Круглое Поле и Биклянь, где дорога вывозит продукцию целого ряда промышленных предприятий.
Проект внедрения ЕТП является наглядным примером реализации кластерного принципа взаимодействия, когда различные участники (в данном случае это ОАО "РЖД", грузоотправители, операторы и консалтинговые организации) объединяются для реализации совместных инициатив. Кластерный подход уже доказал свою эффективность в мире, а в последние годы начинает широко внедряться и в России.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
журнал РЖД-Партнер | 09.12.13 | Кластерный принцип взаимодействия |