Дискуссия о правах и обязанностях операторов длится уже не первый год.
Она то вспыхивает, то затихает. Этой осенью был подготовлен новый проект закона, посвященный этим вопросам. Как следует из текста документа, в нем предложена поправка, которая дополнит Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ" статьей 12.1, где будут перечислены обязанности компаний-операторов. Параллельно появились и другие законодательные инициативы.
Как сообщил источник, знакомый с ситуацией в ОАО "РЖД", все указанные в поправках позиции ранее уже были обозначены холдингом и, по сути, просто представлены теперь в виде сводного документа. "Операторскому сообществу в текущих условиях будет предложена конструкция ужесточения правил игры. Это естественный, эволюционный, процесс. В условиях повышения регулирования операторы должны быть готовы к такому развитию событий. Альтернатива тут одна – национализация. Предлагаемые изменения пока направлены на повышение роли саморегулирования и формирование более четкого и жесткого регламента взаимодействия с владельцем инфраструктуры", – выразил свою точку зрения президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Действительно, основная часть обременений уже указывалась в различных нормативных актах. Новыми моментами стали две идеи: вменить операторам в обязанности быть членом СРО операторов железнодорожного подвижного состава, контейнеров и заключить с владельцем инфраструктуры договор, предусматривающий условия эксплуатации вагонов.
Стоит обратить внимание на то, что поправка рассматривает в данном случае ОАО "РЖД" именно как владельца инфраструктуры. Однако в таком случае холдинг не может включать в договоры ряд опций, которые он выполняет как перевозчик. Скажем, РЖД может оговорить порядок предоставления тяги, поскольку она включена в его инфраструктурные активы.
Но не может регулировать вопросы управления движением на сети, поскольку это относится к задачам перевозчика.
Выходит, что для заключения договора с операторами ОАО "РЖД" не лишним будет уточнить, какие из подразделений выступают представителями холдинга как владельца инфраструктуры, а какие – как перевозчика. Вообще-то эти уточнения в свое время предполагалось внести в нормативные документы на завершающем этапе реформы железнодорожной отрасли. Но ход реформы застопорили. Таким образом, сейчас появился хороший повод вновь поднять "структурную" тему. Другой нюанс связан с вопросом о саморегулировании операторов. Напомним, что ранее подобное требование уже выдвигалось. И было отвергнуто как избыточное. По-видимому, стоит вспомнить, почему: оператор не может отвечать за управление сетевыми поездопотоками. Он не перевозчик. Он лишь предоставляет исправный вагон по договору с клиентом.
А порядок перевозки регулирует перевозчик, который на сети один. И он же владелец инфраструктуры. Получается, что стандарты безопасности, которые должны быть прописаны в рамках СРО, уже и без того установлены на сети. И их будут вынуждены продублировать. При этом у операторов появятся дополнительные расходы, которые лягут в ставку на аренду вагона.
Все остальные обязанности, перечисленные в проекте поправок, по сути, повторяют положения, уже закрепленные ранее в нормативной базе в отношении операторов. Правда, к ним имеется дополнение о том, что в свете внесенных в закон поправок намечено сформировать правительственные документы, которые будут содержать: порядок ведения реестра операторов, имеющих право оказывать услуги по предоставлению вагонов под перевозки грузов, грузобагажа; существенные условия договоров об оказании услуг по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок грузов; порядок информирования клиентов об оказываемых операторами услугах, порядок ценообразования на эти услуги; условия доступа клиентов (грузоотправителей, грузополучателей) к услугам операторов. Выходит, что принятие поправки в закон "О железнодорожном транспорте в РФ" будет означать, по сути, старт нового витка законо творчества. Процесс уже пошел. Параллельно появились еще две инициативы – внести поправки в ст. 11 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (УЖТ) о порядке предоставления и согласования заявок в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры (определяются правительством РФ, в процессе согласования перевозчик и грузоотправитель вправе откорректировать первоначальные сведения, указанные в заявке, после чего владелец вагонов обязан распорядиться невостребованным парком) и в ст. 94 УЖТ (предусматривает 25-кратное повышение штрафа за неисполнение заявки). Эти темы намечено обсудить отдельно. В СОЖТ в свою очередь подготовили предложения на данную тему. Стоит ли еще ждать нормотворческих сюрпризов?
Поживем, увидим.
Стоит обратить внимание на то, что поправка рассматривает в данном случае ОАО "РЖД" именно как владельца инфраструктуры.
Однако в таком случае холдинг не может включать в договоры ряд опций, которые он выполняет как перевозчик
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 28.10.2025 |