Правительство РФ расширяет возможности для экспорта металлолома по железной дороге.
Минпромторг России вынес на общественное обсуждение проект постановления правительства, расширяющий список пунктов пропуска, через который может осуществляться экспорт отходов и лома черных металлов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. В него предлагается включить 13 железнодорожных погранпереходов на границах с Монголией и Казахстаном. Согласно действующему порядку такой экспорт может осуществляться только через девять морских портов.
В пояснительной записке к проекту говорится, что в 2025 году "отмечается снижение производственных показателей по всему металлургическому переделу". Это привело к сокращению внутреннего потребления лома и формированию его профицита. "Расширение перечня пунктов пропуска направлено на повышение гибкости экспортной логистики, снижение издержек при транспортировке, а также обеспечение баланса между внутренними потребностями и экспортными возможностями отрасли", – отмечается в документе. Потенциальными направлениями экспорта в нем названы Монголия и Узбекистан.
Как рассказал создатель специализированного Telegram-канала о рынке металлолома ProRusLom Олег Зубков, на российском рынке действительно сложился профицит лома. Падение спроса по сравнению с 2024-м он оценивает в 5 млн тонн до конца года.
Правда, по железной дороге поедут только те объемы, которые добавят к квоте на вывоз, отмечает эксперт. В последний раз она пересматривалась в августе, тогда ее размер был увеличен с 1,5 млн до 1,8 млн тонн. Но этот дополнительный объем уже распределен между участниками рынка.
В октябрьском отчете ассоциации "Объединение сибирских и дальневосточных ломозаготовителей" отмечается еще одна негативная для рынка тенденция. Остатки сырья на начало октября были на треть ниже, чем годом ранее, причем на некоторых заводах достигли критически низкой отметки. Однако предприятия не предпринимают ничего, чтобы их восполнить. "Либо металлурги не видят загрузки производства на всем горизонте планирования, либо нет денег. И то и другое – плохой сигнал для поставщиков лома", – отмечается в документе.
Для ОАО "РЖД" эта инициатива означает появление новых грузопотоков, прежде всего из регионов Сибири и Урала в направлении южных и восточных границ, говорит заместитель директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игорь Смирнов. Перевозка лома осуществляется, как правило, в полувагонах, что может частично компенсировать снижение объемов других массовых грузов и повысить загрузку подвижного состава, добавляет он.
Однако у дополнительного трафика есть и оборотная сторона. Речь идет о маршрутах, которые уже сейчас считаются лимитирующими. Появление новых потоков может усилить конкуренцию между различными экспортными грузами. При этом лом остается низкомаржинальным грузом: его перевозка связана с длинным оборотом вагонов и невысокой тарифной рентабельностью, заметил Игорь Смирнов.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок 1520 |
06.11.2025 |