29-07-25 / 2025
Новости отрасли
Дистанционный контроль за рисками

В ОАО "РЖД" принята программа развития систем диагностики и мониторинга инфраструктуры до 2035 года. Основная цель – улучшение качества неразрушающего контроля пути и, как следствие, – повышение безопасности движения.

В начале 2025 года вагоны-дефектоскопы нового поколения составили 51% парка (41 вагон из 80). На сети удалось в 2018-2024 гг. отказаться от эксплуатации устаревшей малоэффективной техники. В частности, с 72 до 16 сократилось число используемых автомотрис, было списано 13 выработавших свой срок вагонов. В 2024 году 63% парка съемных средств диагностики (2070 из 3267) составила техника нового поколения. Все это позволило холдингу улучшить качество диагностики. В частности, в прошлом году количество изломов рельсов по сравнению с 2023 годом снизилось на 20%, пропусков дефектов стало меньше на 25%, сообщил источник в ОАО "РЖД".

В 2025 году запланированы функциональные испытания вихретокового дефектоскопа. Впоследствии указанный метод намечено применять при планировании работы рельсошлифовальных поездов и оценки качества проведенных впоследствии ими работ. Пройдут испытания дефектоскопического комплекса с расширенными параметрами контроля. В программе РЖД предусмотрен постепенный переход на преимущественное применение мобильных средств диагностики, позволяющих автоматизировать процесс, увеличить скорость контроля и одновременно снизить штат путейцев, занятых ручными измерениями с помощью съемных средств контроля. К 2027 году планируется полное исключение съемных средств контроля с главного пути, что снизит потребность операторов с нынешних 4343 до 2455 человек.

Другая новинка испытана на ВСЖД. Это первая версия программы автоматизированного мониторинга температурных напряжений в рельсовых плетях бесстыкового пути. Она позволяет вести мониторинг напряженного состояния рельсовых плетей во время сильного перепада температур, чтобы оперативно предупреждать выплески рельсов в жару. Сначала опробовано изучение информации, снятой с установленных на путях проводных датчиков температуры. А затем новинку поставят на вагон-путеизмеритель, считывающий данные со шпал, маячных по отношению к плети. По сути, программа послужит опятьтаки для автоматизации рутинных расчетов, которые делают инженеры вручную. Мониторинг позволит временно ограничить скорость поездов на проблемных участках и облегчит обслуживание пути.

Инновации помогают обследовать состояние и других объектов инфраструктуры. В частности, на ЗабЖД обследования искусственных сооружений и мостов стали выполнять с помощью современных средств диагностики: мостоиспытательной станции они помогают проверять прочность бетона, выявлять трещины и коррозии, фиксировать подвижки элементов конструкций. Применяются геодезические приборы, толщинометры, прогибометры, бетоноскопы, тензометры и аппарат "ГНОМ" для подводного обследования.

Автоматизация коснулась и осмотров железнодорожных труб и водоотводных поперечных лотков под путями. Проект дистанционных обследований опробован в Юго-Восточной дирекции инфраструктуры. Сложность заключается в том, что внутренние поверхности конструкций таких объектов досконально осмотреть зачастую невозможно. Поэтому было предложено использовать модуль "ТОМ-01" с видеокамерой на дистанционно управляемой тележке с дальностью хода до 50 м. Соответственно, изображение поступает на монитор модуля. В дальнейшем на тележке планируется установить камеру с круговым обзором и более мощный источник электропитания. Не исключается появление платформы на гусеницах или замена ее на катер с дистанционным управлением.

На ряде железных дорог для автоматизации осмотров пробуют применять беспилотники. Такие проекты реализуют в Приволжской дирекции по ремонту пути для мониторинга состояния полотна. На ОЖД используют несколько комплектов дронов для съемки станций, уточнения позиционирования пикетов и общей оценки изменений состояния пути. В мае текущего года использование беспилотных авиационных систем на ОЖД распространили и на работы по формированию плана станции и продольного профиля пути. Фиксировались затраченное время, количество задействованных работников и этапы выполнения операций, что ранее делали вручную.

ЦИТАТА "Программный документ развития систем диагностики и мониторинга инфраструктуры до 2035 года содержит 3 основных блока. Технологическое и техническое развитие предполагает модернизацию парка мобильных средств диагностики, постепенный отказ от съемных средств дефектоскопии.

Информационный прогресс подразумевает автоматическую расшифровку диагностических данных, построение предиктивной модели на краткосрочный и долгосрочный периоды, расчет потребности в ремонтах и ресурсах.

Структурные преобразования влекут за собой объединение функций по диагностике, снижение численности персонала, централизацию управления".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.07.2025