В Москве прошел технико-технологический совет, на котором обсудили вопросы развития Центрального транспортного узла (ЦТУ) до 2030-2035 годов и на перспективу до 2040-го. Здесь прогнозируется рост перевозок грузов и пассажиров, ведь столица будет плотно связана железнодорожным сообщением с близлежащими областями.
Сегодня в ЦТУ сконцентрирована значительная часть транспортной работы в стране – к примеру, более 70% всех пригородных железнодорожных перевозок сети. Благодаря усилиям ОАО "РЖД", правительства Москвы и администрации Московской области здесь удалось создать систему, которая может стать примером для других крупных агломераций России.
"Развитие Центрального транспортного узла создало новые стандарты комфорта и транспортного обслуживания населения, к которым теперь стремятся жители других областных центров, – отметил в ходе технико-технологического совета первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Кобзев. – Развитие ЦТУ необходимо рассматривать комплексно, учитывая перспективные потребности регионов в пассажирском, скоростном и грузовом движении".
К 2040 году население Москвы и Московской области увеличится по сравнению с 2024-м на 13%, на 26% вырастет число рабочих мест, на 35% – объемы жилья. "Пригородные перевозки увеличатся на 39%, дальние – на 93%, суммарное отправление и прибытие грузов – на 70%. При этом контейнерные грузы как самые маржинальные в перевозке вырастут в 2,7 раза", – представил прогноз генеральный директор АО "ИЭРТ" Сергей Румянцев.
Цифры эти не кажутся недостижимыми, если учесть, что за предыдущие 10 лет (с 2014 по 2024 год) рост пассажирских перевозок составил около 30%. При этом главным фактором развития ЦТУ станут Московские центральные диаметры (МЦД). Может появиться пятый диаметр – Ярославско-Павелецкий. Как заявил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Москвы Василий Десятков, планируется развитие ярославского и павелецкого направлений железной дороги. По его словам, уже запущенные железнодорожные линии в регионе позволили снизить нагрузку на автодороги на 55 тыс. автомобилей в сутки, а нагрузка на метро уменьшилась на 15%. Хотя в целом с 2013 по 2024 год пассажиропоток в мегаполисе увеличился без малого в 3 раза.
"Мы видим два вектора сотрудничества с РЖД: повышение технологичности работающих транспортных структур и запуск новых маршрутов в регионы, – говорит Василий Десятков. – Среди ключевых задач – увеличение маршрутной скорости на Московском центральном кольце и МЦД и повышение надежности графика движения путем внедрения точечных технологических решений".
В ЦТУ входят 11 субъектов Федерации, и Москва планирует до 2035 года повысить транспортную связанность за счет запуска новых поездов до всех крупных региональных центров. Так, до 2030 года в рамках первой очереди пойдут дополнительные скоростные поезда до Тулы, Владимира, Иваново и Калуги. Еще через пять лет будет реализован второй этап – до Ярославля, Костромы, Твери, Смоленска и Рязани. В итоге средний межпоездной интервал уменьшится с 2,5 до 0,5-1 часа. В 2,8 раза повысится мобильность населения, а для обеспечения перевозок будет дополнительно создано 500 тыс. рабочих мест.
На реализацию двух этапов потребуется 100 новых поездов. Стоимость этого подвижного состава оценивается в 210 млрд руб.
Со своей стороны, Сергей Кобзев обратил внимание на то, что в этом сценарии развития ЦТУ нужно будет детально выверить каждую цифру в зависимости от реального пассажиро- и грузопотока, в том числе и по инвестициям, учитывая экономический эффект от таких вложений.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок |
19.10.2025 |