Девальвация рубля будет иметь несколько различных последствий, считает заместитель председателя НП ОЖдПС Фарид Хусаинов.
"Экспорт сырьевых грузов, а вместе с ними и железнодорожный транспорт, в краткосрочной перспективе получат дополнительный стимул для роста, поскольку сырье составляет значительную долю в объемах грузоперевозок по сети: уголь - около 25 %, нефть и нефтепродукты - около 20%", - поясняет эксперт. По его словам, снижение мировых цен на уголь, которое так беспокоило представителей этой отрасли из-за потери рентабельности, теперь компенсировано динамикой курса рубля.
"Учитывая, что экспорт сырья осуществляется главным образом через российские порты, можно ожидать их повышенную загрузку, пробки на подходах к ним и уменьшение объемов внутрироссийских перевозок", - отмечает Ф.Хусаинов. В этом случае побочным следствием роста экспорта и уменьшения перевозок внутри РФ станет увеличение коэффициента порожнего пробега вагона, что в некоторой степени скорректирует соотношение спроса и предложения на подвижной состав.
Эксперт также напомнил, что девальвация рубля приведет к резкому росту издержек предприятий, использующих комплектующие или оборудование иностранного производства. "Импортное оборудование, начиная от дробилок на щебеночных карьерах до оснащения металлургических заводов у нас используется повсеместно, - констатирует Ф. Хусаинов. - Попытка переключиться на отечественные товары в рамках стратегии импортозамещения также обернется снижением производительности и ростом затрат, поскольку производитель отечественных аналогов оперативно повысит и свои цены".
По словам Ф. Хусаинова, другие виды транспорта, прежде всего, автомобильный, по всей видимости столкнутся со значительным снижением объемов перевозок, поскольку сырье преимущественно доставляется железными дорогами, а готовая продукция и особенно сложное высокотехнологичное оборудование и комплектующие - автомобилями.
"Кроме того, учитывая, что ряд крупных лизинговых компаний имеют кредиты в иностранной валюте, можно ожидать случаи банкротства в этом бизнесе, что опосредованно повлияет как на производителей вагонов, так и на их покупателей", - добавляет эксперт.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер.Ру | 18.12.2014 |