2025 год усложнил работу как грузовладельцев, так и железнодорожных операторов. При этом тем и другим все равно необходимо находить консенсусы ради доставки грузов. Что для этого предлагают операторские компании?
Общий план Как отмечают операторы, текущие условия для них сложны: в 2025 году рабочие процессы развиваются на фоне низкой рыночной конъюнктуры и обострившейся конкуренции. На конференции "Операторский бизнес: экономика, качество, технологии" руководитель Информацион ного центра операторов Николай Михайлов отмечал, что условия работы в ситуации, становящейся все более непредсказуемой, за последние 5 лет изменили структуру рынка. По словам эксперта, произошло смещение в сторону огосударствления. Доля операторов с госучастием выросла – с 20% в 2021 году до 36% в 2025-м.
Сегмент независимых операторов, напротив, сократился: с 46% в 2021 году до 31% в 2025-м.
Это логичная тенденция: риски и неопределенности, что возникают на рынках высокой конкуренции в большинстве сегментов, заставляют частные инвестиции покидать эти самые рынки в шоковые периоды. "Полагаю, что данная тенденция продолжится, но ее скорость будет зависеть как от направления движения экономики, так и от геополитических изменений", – резюмировал тогда эксперт.
Подробнее о ситуации на рынке говорил и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Одним из маркеров текущей ситуации, которая развивается на сети железных дорог, он назвал активную борьбу операторов по родам подвижного состава за грузовую базу – эта тенденция длится около трех лет. Среди других вызовов для рынка железнодорожных перевозок, в том числе для операторских компаний, – качество услуг по предоставлению инфраструктуры и перевозочной деятельности, процессы вокруг погрузки и профицита парка, конкретные решения, вроде борьбы РЖД с порожними вагонами, законодательные инициативы.
Улучшения – дело каждого Как же в ситуации влияния множества негативных факторов удерживать и повышать сервис? С таким вопросом мы обратились к операторскому сообществу. Симптоматично, что эту тему не стали комментировать в союзах, объединяющих операторов. Во многом потому, что улучшение сервиса требует самостоятельных решений от каждой отдельно взятой компании. Этот опыт не консолидируется: в каком-то смысле спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Одновременно с этим и большинство операторских компаний, к которым мы обратились с вопросами, не дали ответов на них. Среди все же ответивших – АО "ФГК". В компании заявили о трансформации запросов грузовладельцев в 2025 году.
"Если ранее основное внимание уделялось базовым условиям перевозки, то сегодня клиенты все чаще обращаются за индивидуальными решениями, адаптированными под их бизнес-процессы. Наибольший интерес вызывают персонализированные комплексные логистические решения "под ключ", включающие не только железнодорожную перевозку, но и сопутствующие услуги. Все чаще грузовладельцы инициируют заключение сервисных контрактов, в которых фиксируются не только тарифы, но и обязательства по срокам, обеспечению подвижным составом, прозрачности взаимодействия и уровню сервиса", – комментируют в компании.
Еще один оформившийся запрос от клиентов – это цифровизация пере возочных процессов, уточняют в АО "ФГК". "При этом цифровые инструменты все чаще выступают не как самоцель, а как канал реализации индивидуальных решений. Клиенты ожидают, что персонализация будет сочетаться с удобством и оперативностью цифрового взаимо действия. Этот сдвиг отражает стремление клиентов к большей предсказуемости, гибкости и партнерскому формату сотрудничества в условиях экономической нестабильности".
В компании отметили, что запрос на "цифру" стал руководством к действию: в усложняющихся условиях 2025 года они избрали стратегии, направленные на автоматизацию и перевод взаимодействия с клиентами полностью в цифровое поле. Это выразилось в совершенствовании Личного кабинета клиента, развитии электронного документооборота, в том числе в рамках предоставления услуги комплексного транспортного обслуживания грузоотправителей на путях необщего пользования.
"Ключевой инициативой стала работа по повышению операционной эффективности через развитие систем управления перевозочным процессом, что напрямую влияет на качество сервиса за счет сокращения времени оборота вагона, снижения порожних пробегов и гарантированное обеспечение клиентов подходящим подвижным составом", – добавили в АО "ФГК".
Конкретные решения Так или иначе, компании ищут решения для улучшения качества существующих сервисов и создания новых. О некоторых подобных проектах они рассказывают и публично. Так, АО "ПГК" в июне опубликовало статью о введении нового формата осмотра вагонов, что должно обес печить сохранность парка и сэкономить время клиентов. В компании объяснили, что одной из причин задержек во времени между погрузками является отказ клиентов от погрузки из-за технических неисправн остей кузова, который требует ремонта. Это усложняет и так непростую ситуацию с передислока- цией порожних вагонов, а также влияет на скорость оборота вагона.
Большинство повреждений вагонных кузовов происходит во время погрузочно-разгрузочных операций на путях необщего пользования. Результат – потеря качественных характеристик вагонов, увеличение стоимости их ремонтов.
"Масштаб проблемы с обеспечением сохранности особенно заметен на привлеченных в аренду вагонах от небольших собственников, у которых нет своих региональных представителей для контроля сохранности вагонов.
Коэффициент отцепки таких вагонов по неисправностям кузова зачастую превышает показатели в 3-4 раза. Наша компания активно участ вует в вопросе обеспечения сохранности подвижного состава и ориен тирована на клиента. В этом году мы с владельцем инфраструктуры согласовали график совместного осмот ра условий в местах массовой погрузки и выгрузки вагонов клиентов для обеспечения сохранности вагонного парка", – говорится в статье.
В компании отметили, что во время таких выездов осматривают условия погрузки и выгрузки, проверяют соответствие путей требованиям безопасности движения, соответствие механизмов и оборудования нормативным требованиям, проводят инструктажи для лиц, участвующих в погрузке и выгрузке вагонов.
В АО "ФГК" тоже рассказали о конкретных решениях 2025 года, которые в основном были направлены на обновление подвижного состава и расширение комплексных сервисов с целью увеличения объема погрузки и скорости перевозок. Среди ключевых направлений, например, запуск перевозок в 8-осных цистернах модели 15-1271 "Находка" (грузоподъемность 150 т), позволяющих увеличить объем нефтепродуктов в одном вагоне на 14%; начало опытной эксплуатации 8-осных полувагонов модели 12-5991 "Урал" с грузоподъемностью 151 т; развитие контрейлерных перевозок с применением контрейлерных платформ колодцевого типа модели 13-6701 "Печора" и длиннобазной контрейлерной платформы модели 13-5205 "Сибирь" на Севере и Дальнем Востоке; развитие скоростных контейнерных перевозок с применением скоростных фитинговых платформ модели 13-6704 "Заря" и т. д. "Эти решения потребовали значительных капитальных вложений в подвижной состав, инфраструктурную адаптацию и клиентскую экспертизу", – пояснили в компании. Также уточняется, что успешные инициативы планируется масштабировать в 2026 году.
Общие подходы крупных компаний Большие операторские компании на вопросы изменений сервиса смотрят глобальнее, то есть ведут речь не о конкретных решениях, а о комплексе задач, которые нужно решать для баланса в работе между ними и клиентами.
Ранее о возможностях развития в текущих условиях говорил генеральный директор ООО "Нефтехимическая транспортная компания" (НХТК) Александр Сапронов. На конференции "РЖД-Партнера", посвященной операторскому бизнесу, он отмечал, что компания рассматривает как потенциал для развития, в том числе для улучшения качества своих услуг, договор о взаимодействии с РЖД. Соглашение дало холдингу новые возможности. При этом эксперт уточнил, что такое взаимодействие оказалось со знаком плюс потому, что НХТК – крупная компания. "Поэтому для нас это имело особое значение. У нас 17 производственных площадок, которые надо обеспечивать подвижным составом. Более того, специфика в том, что у нас большой объем так называемых кооперационных перевозок по путям общего пользования, когда продукция одного завода является сырьем для другого. Договор нам реально помогает в планировании порожнего рейса подвижного состава, в лимитах между полигонами железных дорог, их корректировке. Мы считаем, что расширили наши возможности за счет этого договора, и рассматриваем его как возможность, потенциал, а не как ограничения", – рассказывал А. Сапронов.
Также ранее о том, что помогает выстроить для клиентов требуемый сервис, говорили в компании "ЛОГОПЕР". В комментарии "РЖД-Партнеру" пояснили: "Для нашего холдинга (логистическая компания "ЛОГОПЕР" входит в группу "Фининвест". – Прим. ред.) подвижной состав – это один из элементов единой логистической цепочки движения груза в контейнере, наряду с контейнерными терминалами, складской инфраструктурой, автомобильным плечом, специализированным флотом, партнерскими портовыми мощностями. Синергия этих и других элементов позволяет предоставлять комплексную востребованную услугу под логистическую задачу любой сложности. Если ранее основное внимание уделялось базовым условиям перевозки, то сегодня клиенты все чаще обращаются за индивидуальными решениями, адаптированными под их бизнес-процессы. Наибольший интерес вызывают персонализированные комплексные логистические решения "под ключ" Произошло смещение в сторону огосударствления. Доля операторов с госучастием выросла – с 20% в 2021 году до 36% в 2025-м. Сегмент независимых операторов, напротив, сократился: с 46% в 2021 году до 31% в 2025-м
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |