Железнодорожники в ДФО в целом сокращают объемы погрузки, но за счет ввода в хозяйственный оборот новой грузовой базы отчасти компенсируют потери.
Две дороги – тренд один
Отставание в погрузке относительно прошлого года наблюдается на Забайкальской и Дальневосточной магистралях. В январе-октябре на ЗабЖД погружено около 18,5 млн т различных грузов, что ниже показателя соответствующего прошлогоднего показателя на 7,6%. Со станций ДВЖД отправлено 60 млн т, снижение составило 5,2% год к году.
Снижают погрузку предприятия перерабатывающей промышленности. Так, на Дальневосточной сократились отправки нефтепродуктов (-6,9% к 10 месяцам 2024 года, до 6,6 млн т), лесных грузов (-10,3%, до 2 млн т), черных металлов (-2%, до 729,5 тыс. т),
промышленного сырья и формовочных материалов (-18,5%, до 373,2 тыс. т).
Снижение объемов не обошло стороной и сырьевую группу. В первую очередь это относится к каменному углю. На ЗабЖД за 10 месяцев погружено 11 млн т угольной продукции, а на ДВЖД – 29,2 млн т, что соответственно на 5,2% и 3,3% ниже прошлогодних объемов. Но если смотреть в разрезе регионов, то картина неоднородна.
В частности, угольщики Хабаровского края увеличили отправки своей продукции на 8,3%, до 6,4 млн т, за счет продолжающегося развития Ургальского месторождения. В Амурской области наблюдается небольшой рост в 1,5%, погружено 19,4 млн т. Но здесь положительную динамику обеспечивают стабильные отправки якутского угля с Эльгинского разреза (погрузка оформляется на ст. Улак, расположенной в Приамурье), а также поэтапное освоение Огоджинского месторождения в районе ст. Февральск.
Тянут вниз погрузку угля Забайкальский и Приморский края. В Забайкалье она снизилась на 4%, до 9,2 млн т, в Приморье – более чем на четверть, до 2,2 млн т.
В Приморском крае перспективы увеличения потребления угля во многом связаны с региональной энергетикой. В настоящее время модернизируется действующее оборудование Приморской ГРЭС, и владелец станции думает построить дополнительно один или два энергоблока.
Раньше ГРЭС раньше потребляла 5 млн т угля в год, за счет текущей модернизации этот объем возрастет примерно до 11 млн т, а если будет дополнительный блок, – до 12,5 млн т. Соответственно угольные предприятия, которые питают объект энергетики, должны увеличить добычу более чем вдвое.
Правда, это требует серьезных инвестиций в добывающие мощности, а угольщики должны иметь гарантии, что их вложения не окажутся напрасными, тогда как риски невостребованной генерации существуют, не исключает директор по развитию энергорынков ООО "Сибирская генерирующая компания" Антон Данилов.
Взять у земли
Одна из немногих массовых номенклатур, которая имеет положительную динамику, – железная и цветная руда.
Наиболее существенный объем в погрузке железорудного концентрата демонстрирует Еврейская автономная область. Там погружено 2,5 млн т руды, что на 26,7% превосходит результат годовой давности. Более значительная динамика у Якутии. В республике погружено 693,4 тыс. т руды железной и марганцевой – это в 2,1 раза больше, чем годом ранее. Еще более высокая динамика роста в Приморском крае, хотя там сказывается эффект низкой базы. Отправки железорудного концентрата в Приморье достигли 59,5 тыс. т, с увеличением почти в 15 раз.
Активно отгружается цветная руда. В Амурской области с железнодорожных станций отправлено 129,5 тыс. т этой номенклатуры (рост более чем в 1,5 раза), Приморье – 20,3 тыс. т (+10,7%), Хабаровском крае – 723 тыс. т (рост в 4 раза).
Как сообщил замначальника управления недропользования, начальник отдела развития горного комплекса министерства природных ресурсов Хабаровского края Сергей Кравченко, в настоящее время заканчивается поэтапный пуск ГОКа на Малмыжском золото-медно-порфировом месторождении, что и влияет на погрузку.
По словам чиновника, в горнодобывающей отрасли не прекращаются инвестиционные процессы, направленные на ввод и эксплуатацию новых месторождений и их освоение, модернизацию действующих и строительство производственных объектов. К примеру, в 2025-2026 годах ожидается выход на проектную мощность комбината по производству медного и оловянного концентратов в Солнечном округе с увеличением мощности переработки хвостов до 2 млн т ежегодно.
Одновременно набирает темпы погрузка зерна. В Амурской области в январе-октябре погружено 771,4 тыс. т зерновых (+22,1% к уровню аналогичного периода 2024 года), ЕАО – 59,8 тыс. т (рост в 2,1 раза), Хабаровском крае – 11,6 тыс. т (рост в 1,7 раза).
Влияет хороший урожай нынешнего сезона, в первую очередь сои – главной сельскохозяйственной культуры, и расширение рынков сбыта.
У дальневосточной сельхозпродукции есть хороший экспортный потенциал. В частности, новые государственные стандарты качества Китая поднимут ценность российской высокобелковой сои в Поднебесной, полагает руководитель службы представителей и направления экспорта Центра поддержки предпринимателей Приморского края Леонид Канин.
По данным центра, в Китае уже сегодня наблюдается ажиотаж на предложения высокобелковой сои из-за рубежа, тогда как местные производители могут удовлетворить спрос только на продукцию с низким содержанием белка.
"Эксперты прогнозируют рост цен на соевые бобы и увеличение объемов импорта, а также отмечают значительные экспортные возможности для продуктов переработки сои в Китае. Эти факторы делают китайский рынок особо привлекательным для международных партнеров", – отметил Л. Канин.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 14.11.2025 |