Еще весной ученые прогнозировали небывалый вылов лососевых на Дальнем Востоке. Но такого не ожидал никто. Рыба пошла в наши реки стеной. Путина только началась, но уже к 19 августа добыто 400 тыс. тонн - больше, чем за весь прошлый год. Увы, скорее всего, на прилавках никакой прибавки мы не ощутим. Горбушу, нерку и кету попросту сгноят, поскольку ни холодильников в тех краях, ни вагонов для вывоза красной рыбы в Центральную Россию не хватает. Дальний Восток уже завален икрой и лососем. Закупочные цены на рыбу упали до 25-30 рублей за килограмм. А на Сахалине, откуда вывозить улов особенно трудно, ее отдают практически даром - по десятке за кило. К сегодняшнему дню только у причалов и на рейде Владивостока разгрузки ожидают рефрижераторные суда со 100 тыс. тонн лосося на борту. Ежедневно добывается еще по 7-8 тыс. тонн. Местные холодильники забиты под завязку. Но железная дорога изотермические вагоны под вывоз деликатеса подает по планам прошлых лет, когда о подобных рекордах рыбаки и не слыхивали. В итоге российские суда все чаще вынуждены брать курс на Китай и Корею, где их продукцию встречают с распростертыми объятиями и дают настоящую цену. Глава рыболовного ведомства Андрей Крайний в четверг направил отчаянную телеграмму президенту ОАО "РЖД" Владимиру Якунину с просьбой принять необходимые меры. В ней, в частности, сказано: "С каждым днем положение ухудшается. Прошу вас оказать содействие по предоставлению рефрижераторного подвижного состава и вагонов-термосов для перевозки рыбопродукции". Ответ пришел мгновенно. Вкратце его суть такова: "У нас-то, железнодорожников, все нормально, делаем, что можем. В сутки загружаем и отправляем в центральные районы страны по шесть рефрижераторных секций грузоподъемностью по 180-200 тонн каждая. Готовы подать 40 дополнительных секций". Правда, в РЖД при этом не пояснили, как решить простенькую арифметическую задачку. Шесть ежесуточных рефрижераторных секций, выходит, способны перевезти порядка 1 тысячи тонн рыбы? Даже если к тому улову, что уже буквально распирает владивостокский порт, не прибавлять ни килограмма, отправка добытого лосося займет месяца три. Но рыбопродукция прибывает тысячами тонн ежедневно. Второй пункт ведомственных разногласий - железнодорожные тарифы. По сведениям руководителя центра общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, они выросли втрое по сравнению даже с июнем. Скажем, отправка одной рефсекции из Владивостока в Москву теперь, по словам Савельева, обходится в 2,6 млн. рублей, а было 800 тысяч. Если цена килограмма горбуши от производителя во Владивостоке составляет 28-30 рублей, то после доставки ее рефсекцией в столицу она обходится москвичам на 15 рублей дороже. А торговые и прочие надбавки делают красную рыбу золотой. У железнодорожников и тут своя правда. По их подсчетам, транспортная составляющая в цене, скажем, горбуши, не превышает 5-7%. Мало того, в связи с рекордной путиной, о которой стало известно еще весной, цены на перевозки рыбы ОАО "РЖД" снизило на 16-38%. Другое дело, что для убыстрения оборота вагонов введены так называемые ускоренные поезда, которые по всему маршруту мчатся на зеленый. Отправка продукции на них действительно дороже. Но таких поездов пока немного.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| Труд | 25.08.2009 | Лосось подкрался незаметно |