05-12-25 / 2025
Новости отрасли
Что перевозчик приложил к договорам с операторами?

Операторы подписывают договоры о взаимодействии с ОАО "РЖД" в надежде на то, что в результате удастся упорядочить перемещение порожних парков.

На конец октября текущего года такие договоры действовали с 22 компаниями.

А в стадии подписания документов находилось еще не менее 15 операторов.

О чем же удалось сторонам договориться?

Среди компаний, кто относительно недавно подписал документы о взаимодействии, устанавливающие взаимные права и обязанности сторон на всем цикле процесса эксплуатации вагона, – АО "Евросиб СПб – ТС", ООО "ГК "Новотранс", ООО "Карго Фер-Транс", ООО "ПрогрессТрансСервис", ООО "Профит Рейл", АО "СКС". Ранее это сделали АО "ФГК", АО "Уголь-Транс", АО "Апатит", ООО "Модум-Транс", ООО "Логопер", ООО "Уралхим-Транс", ООО "НХТК", АО "ПГК", ООО "Балтика", АО "Европа – Калининград", ООО "Транспортные технологии", ООО "Атлант", ООО "Алькон", ООО "Технотранс" и ООО "Мосрегионтранс". В основном это те, кто имеет свои маршруты или полигонные технологии. Причем суммарно договорами охвачено 35% парка вагонов, в том числе 62% полу вагонов, пояснил источник в ЦД. "Договоры типовые. Но мы понимаем, что у каждого из игроков есть свои особенности управления парками. Соответственно, в приложении рассчитывается парк, потребный владельцам вагонов и грузоотправителям. Это позволяет определить конфигурацию невостребованного парка. Дальше вместе с перевозчиком оператор решает, как этот парк рациональнее использовать: попытаться подыскать для него дополнительный груз для отправки или отставить от движения", – разъяснил респондент "РЖД-Партнера".

Перевозчик в данном случае устанавливает квоты на перемещения порожнего парка. Наиболее приемлемый для ОАО "РЖД" вариант – передислоцировать порожний подвижной состав технологическими маршрутами в зону формирования спроса на перевозки. Но можно договориться и об отправках группами вагонов – опятьтаки в рамках квоты, подтвердил представитель оператора, заключившего договор о взаимодействии.

Иными словами, стороны определяют условия эксплуатации вагонов на инфраструктуре общего пользования, включая порядок их допуска на сеть и места временного размещения. Вот так и выстраивается технологическое взаимодействие.

Планирование осуществляется ежемесячное и уточняется подекадно. Если потребуется увеличить объем перевозки и пересчитать порожний подвижной состав, это сделать можно. Перевозчик в определенной степени готов признать: в сложившихся условиях в экономике изменения на рынках неизбежны и это влияет на предъявление грузовой базы. Но соглашается на внесение поправок только при декадном планировании.

Информационный обмен в таком случае между операторами и перевозчиком становится в итоге одним из ключевых разделов договора. Одна из проблем состоит в том, что операторы не имеют прямого доступа в АС ЭТРАН. Эта система – для электронного обмена документами с грузовладельцами. Тем более операторы не имеют доступа и к специализированным АСУ ОАО "РЖД", в которых отражаются данные о вагонах. Они вынуждены обращаться за информацией к грузовладельцам и просить выписки у перевозчика.

Поэтому совершенствование информирования – важный аспект. В рамках договоров перевозчик, в частности, обещает более оперативно сообщать об установленных ограничениях пропускной способности и их сроках, нормативных параметрах грузовой работы, а также согласованных объемах перевозок и перемещения вагонов, принадлежащих оператору. В свою очередь, владелец парка информирует о своих планах – периодах, видах и объемах перевозок грузов в принадлежащих ему вагонах, основных направлениях перевозок и местах временного размещения вагонов.

Стороны смогли прийти к согласию по целому ряду аспектов благодаря тесным контактам между ЦД и инициативной группой операторского сообщества при про-работке проекта типового договора о взаимодействии с ОАО "РЖД" как с владельцем инфраструктуры. Урегулированы вопросы по поводу определения мест ремонтов, расчетов парка и нормирования перевозок с учетом "шахматок" вагоноотправок и нюансов оперативного планирования, включая процесс оформления вагона в зонах ответственности владельца вагона и перевозчика.

Обсуждаются инструменты снижения рисков в случае непринятия мер последним по оформлению вагона и перемещению его силами ОАО "РЖД". Удалось договориться и о действиях с избыточным парком: в приложении к договору указывается список станций, куда его можно отправить, порядок приема и перемещения вагонов с обязательным уведомлением их владельца, включая эвакуацию порожнего подвижного состава, если владелец вагона своевременно не освободил пути общего пользования.

Правда, остался ряд вопросов, обсуждение которых с ОАО "РЖД" продолжается, сообщил представитель инициативной группы операторского сообщества. Так что ставить точку в данном процессе еще рано. Главное сейчас в другом – как выяснилось в итоге, решить многие вопросы можно, если партнеры в сфере железно дорожных перевозок готовы договариваться в рамках рыночных процедур и действующего в РФ законодательства.

Стороны смогли прийти к согласию по целому ряду аспектов благодаря тесным контактам между ЦД и инициативной группой операторского сообщества при проработке проекта типового договора о взаимодействии с ОАО "РЖД" как с владельцем инфраструктуры

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.12.2025