26-03-24 / 2024
Новости отрасли
Бизнес ищет пути развития

На прошлой неделе участники 28-й Международной выставки TransRussia – ОАО "РЖД", крупные логистические операторы, финансовые компании – подписали ряд документов, нацеленных на увеличение объемов перевозок и развитие инфраструктуры.

Контейнеры войдут в реестр

Согласно договору, заключенному ОАО "РЖД" и ФАУ "Российский морской регистр судоходства" (РС), стороны намерены совместно развивать проекты и технологии в области контейнерных перевозок.

По словам генерального директора InfraProjects Алексея Безбородова, сегодня есть проблемы с контролем за движением контейнеров. РС охватывает все способы идентификации соответствия контейнерного оборудования и другой контейнерной техники. "Если раньше некоторые компании пользовались иностранными регистрами для сертификации (Bureau Veritas, TUV, Lloyd’s), то теперь все переходят на морской регистр", – рассказал "Гудку" Алексей Безбородов.

Готовность строить и везти

АО "РЖД Бизнес Актив" и Альфа-Банк договорились о сотрудничестве в запуске железнодорожного терминала на станции Забайкальск. Банк покроет затраты на проектирование, строительство и ввод терминала в эксплуатацию. В частности, будет открыта кредитная линия на сумму 7,34 млрд руб. сроком на 15 лет.

Строительство терминала в Забайкальске стартовало в сентябре прошлого года. В начале 2027-го планируется выйти на полную проектную мощность – около 300 тыс. ДФЭ в год. При этом первые поезда рассчитывают отправить уже в этом году. "Новый железнодорожный контейнерный терминал на границе с Китаем поможет более эффективному распределению грузопотоков и создаст условия для увеличения товарооборота в рамках международного транспортного коридора", – подчеркнул генеральный директор АО "РЖД Бизнес Актив" Вячеслав Сараев. Кроме того, в конце года компания намерена начать строительство еще одного терминала на границе с Китаем – в Гродеково.

В то же время Транспортная группа FESCO и китайская платформенная компания Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd (Xi’an Free Trade Port) подписали меморандум о совместной реализации проекта "Терминал Забайкальск". Речь идет о создании современного транспортно-логистического центра FESCO на станции Забайкальск.

Стороны намерены участвовать в создании ТЛЦ у железнодорожного пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия на границе с Китаем, используя для этого свои ключевые компетенции и активы. Кроме того, Xi’an Free Trade Port и FESCO рассмотрят возможность создания СП для реализации этого проекта, а также для развития логистической и терминальной инфраструктуры в других локациях.

"Создание современного транспортно-логистического центра в Забайкальске, включающего контейнерный терминал, железнодорожные пути и различную логистическую инфраструктуру, сейчас крайне востребовано", – отметил вице-президент по железнодорожному дивизиону FESCO Айдемир Усахов.

FESCO договорилась с ООО "ТПК "Альянс" о развитии контейнерных перевозок на терминале "Орловка" в Волгоградской области. В рамках этого сотрудничества группа предоставит свои фитинговые платформы и контейнерное оборудование, а ТПК "Альянс" – терминальные активы и мощности.

Кроме того, два соглашения о сотрудничестве подписали ОАО "РЖД" и "Европак". В первом случае подписи под меморандумом поставили начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Алексей Бельский и председатель совета директоров "Европака" Валерий Рудюк. "Это важное соглашение, мы получаем гарантию загрузки терминалов", – отметил во время подписания меморандума Алексей Бельский. Во втором – со стороны РЖД выступил заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Андрей Зыбкин. Согласно ему, компании будут работать по принципу "бери или плати".

"Договор бессрочный. Но цифры мы прописываем годовые. Мы обеспечиваем терминально-складскую услугу минимум на два контейнерных поезда, а "Европак" обеспечивает загрузку этой инфраструктуры контейнерными перевозками", – пояснил Андрей Зыбкин.

Место под таможенный склад

АО "РЖД Логистика" и ООО "Квадрат", являющееся собственником контейнерного терминала "Сухой порт Чайковский" в Пермском крае, договорились об организации склада временного хранения грузов различной номенклатуры. Кроме того, "РЖД Логистика" будет оказывать комплекс терминальных, складских и таможенных услуг, возьмет на себя функции таможенного представителя и оператора по документальному сопровождению таможенных процедур.

Потребность в логистике

Множество соглашений касается развития транспортно-логистического сектора, организации экспортно-импортных перевозок и поиска грузовой базы для дополнительной загрузки уже выстроенных маршрутов.

Так, два договора в этой сфере заключила "РЖД Логистика". Ее соглашение с ТПК "Альянс" направлено на развитие перевозок полносоставными контейнерными поездами в сообщении с Индией, Ираном, Турцией, Египтом, Монголией и КНР и послужит основой для создания регулярного качественного сервиса экспортных перевозок грузов широкой номенклатуры.

"Сотрудничество "РЖД Логистики" и компании "НМ Логистик" будет способствовать раскрытию потенциала МТК Север – Юг, привлечению дополнительной грузовой базы на маршруты транспортного коридора, а также создаст новые возможности для импортеров и экспортеров Приволжского федерального округа", – отметила директор филиала "РЖД Логистики" в Саратове Вера Вторыгина.

В активе РЖД БА также несколько меморандумов. В частности, с ООО "Нептун Логистикс Рус", ООО "Дальневосточная транспортная компания" и Beijing Junchi International Freight Forwarders Co., Ltd.

Транспортная группа FESCO подписала соглашение с международной логистической компанией "Кун Ронг" (Шанхай, Китай) о сотрудничестве в сфере железнодорожных контейнерных перевозок из Китая в Россию через сухопутные погранпереходы. В этом же ключе компания договорилась о сотрудничестве еще с тремя китайскими компаниями – Weisa International Logistics Group, HAO International Logistics и Qingdao East Venture Logistics.

Также FESCO обеспечит поставки импортных автокомплектующих для производства первого российского серийного электромобиля "АТОМ", который разрабатывает АО "Кама". Соглашение подразумевает доставку автокомпонентов и запасных частей из Китая, Индии, Турции и стран Юго-Восточной Азии в Россию как по интермодальным маршрутам через порты Владивосток, Санкт-Петербург и Новороссийск, так и по железнодорожным – из КНР в Россию через сухопутные погранпереходы.

Между тем российские производители заинтересованы в поиске надежных операторов для отправки своей продукции по внутрироссийским и международным маршрутам. Такая потребность позволила FESCO заключить ряд контрактов. Среди новых клиентов – Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, ООО "Сила Сибири" и ООО "БАУЦЕНТР РУС".

АО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" договорилось развивать экспортные перевозки своей продукции как с FESCO, так и с ООО "Рускон" (входит в Группу компаний "Дело").

"Деметра-Холдинг" и "Новосталь-М" заявили о намерении сотрудничества в организации грузовых перевозок железнодорожным транспортом для предприятий металлургического холдинга "Новосталь-М".

Стремление к гибкости

Все вышеперечисленные соглашения можно свести к единому тренду, считает член Общественного совета Министерства по делам развития Дальнего Востока и Арктики, профессор МГИМО Юлия Зворыкина. "Тренд понятен, сегодня он отражает стремление участников рынка к созданию гибких логистических маршрутов в условиях высоких рисков работы с некоторыми странами", – уточняет она. Открытие дружественных рынков для российских экспортеров и импортеров в странах, торговля с которыми не была сильно развита, будет поддерживаться через систему цифровых атташе. Эти должности будут созданы в торговых представительствах стран, где предполагается динамичное развитие торговли, что повлечет за собой создание новых логистических маршрутов и наращивание грузопотока на уже существующих сервисах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.03.2024