Несмотря на то, что реконструкция Восточного полигона является одним из наиболее капиталоемких в инвестпрограмме РЖД, российским экспортерам мощностей БАМа и Транссиба по-прежнему не хватает.
В феврале 2025 года было официально объявлено о завершении второго этапа модернизации Восточного полигона с достижением целевого параметра провоза грузов к портам и пограничным переходам Дальнего Востока в объеме 180 млн т ежегодно. Возможности инфраструктуры по итогам первого этапа не превышали 144 млн т.
За последние годы на БАМе введено немало двухпутных вставок и вторых главных путей, станций и разъездов, объектов электроснабжения, локомотивного хозяйства и пр. Только на Дальневосточной магистрали в прошлом году работы велись на более чем 160 объектах, что стало рекордом по масштабу строительства.
Между тем на некоторых объектах, предусмотренных вторым этапом модернизации, работы еще продолжаются. В монополии дают понять, что это не повлияет на реализацию потенциала по вывозу 180 млн т грузов, однако насколько достижима сейчас провозная способность по отдельным направлениям БАМа и Транссиба, "РЖД-Партнеру" комментировать не стали.
О том, что стройка продолжается по объектам второго этапа, подтвердили в ГК "Нацпроектстрой". В частности, на Байкало-Амурской магистрали идут работы на перегоне Чепсары – Монгохто, где подрядчикам предстоит обустроить более 4,6 км снегоудерживающего барьера. На участке Чебангда – Буреинск в финальной стадии сейчас возведение 7 мостов, ведется благоустройство.
Тем временем на станции Комсомольск-Сортировочный строится транзитный парк "Д". Общая готовность объекта составляет больше 65%. В Тынде под укладку путей подготовлен новый транзитный парк "Т", будет расширена четная и нечетная горловина действующих приемо-отправочных парков.
Однако возможностей инфраструктуры по-прежнему не хватает. Ситуацию усугубляет продолжающаяся с 2022 года трансформация внешнеэкономической логистики, которая привела к повышенному спросу на восточное направление. В настоящий момент немалая часть участков БАМа и Транссиба остается с высоким уровнем загрузки.
В текущем году программа модернизации Восточного полигона выходит на третий по счету этап. По плану необходимо построить более 2 тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений. Стоит задача превратить БАМ в полноценную двухпутную магистраль. Инвестиции в третий этап суммарно оцениваются в 3,7 трлн руб. К третьему этапу относятся такие крупные сооружения, как новые Северомуйский, Кодарский, Кузнецовский тоннели, а также второй мост через Амур у Комсомольска.
В 2025 году на модернизацию БАМа и Транссиба предусмотрено 116,9 млрд руб., тогда как в 2023-м отводилось 250 млрд, в 2024-м – 336 млрд руб.
Стоит сказать, что инвестиции в Восточный полигон превышают вливания в другие стройки РЖД. Для сравнения, на проект Центрального транспортного узла в 2025 году запланированы 67,2 млрд руб., высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург – 46 млрд руб.
По словам близкого к РЖД источника, снижение финансирования по Восточному полигону можно объяснить тем, что по многим объектам в текущем году в основном намечены проектные работы, тогда как финал второго этапа, пришедшийся на 2024 год, охватил большую часть строек с монтажом, пусконаладкой дорогостоящего технологического оборудования.
Между тем уже появлялась информация о том, что инвестпрограмма Российских железных дорог на ближайшую пятилетку может быть заметно сокращена, и проект реконструкции БАМа и Транссиба не избежит секвестра.
В РЖД тему о возможных корректировках третьего этапа и темпах финансирования не комментируют, но подтверждают неизменность планов – к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн т, а к 2032-му – до 270 млн т (в дальнейшем прирост мощностей должно обеспечить открытие трех больших тоннелей и моста через Амур).
Эксперты не исключают, что по третьему этапу может возникнуть некая пауза из-за нехватки средств, в то же время необходимо понимать, какие виды грузов обеспечат дальнейшую загрузку Восточного полигона, принимая во внимание высокую волатильность сырьевых товаров на мировых рынках.
Павел Усов
Полная версия материала опубликована в №7-8 журнала "РЖД-Партнер".
Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД, будут рассматриваться на транспортно-логистическом форуме "Грузовая панорама", который состоится 28 мая 2025 года в г. Москве (отель "Золотое кольцо", ул. Смоленская, д.5). Организатор – редакция журнала "РЖД-Партнер". Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В рамках форума пройдет две дискуссии. Первая будет посвящена тому, как восстановить погрузку на сети РЖД и привлечь дополнительные объемы грузов. На второй дискуссии будут рассматриваться вопросы, как лучше выстроить работу в условиях различных ограничений, введенных сейчас на сети.
Регистрация участников: по тел. +7 812 418 34 90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
29.04.2025 |