В ходе визита в Иран председатель "Азербайджанских железных дорог" (АЖД) Ровшан Рустамов провел переговоры с главой Иранских железных дорог Джаббаром Али Закери. Встреча прошла непосредственно на территории строящегося Астаринского терминала, сообщает Report со ссылкой на АЖД.
Стороны обсудили ключевые этапы развития терминала, сроки реализации проекта и возможность завершения строительства до конца 2025 года. По данным АЖД, на объекте, который станет важным звеном Международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", уже выполнена значительная часть работ: проектная документация готова на 90%, а строительно-монтажные работы завершены на 75%.
Дополнительный импульс проекту придаст стратегический план сотрудничества, подписанный АЖД и Иранскими железными дорогами в начале этого года. Документ предусматривает совместные действия по строительству и дальнейшей эксплуатации терминала.
После ввода в строй Астаринский терминал позволит увеличить грузопоток по коридору "Север-Юг" и ускорит логистические операции между странами региона.
Напомним, до 70% грузопотока МТК "Север-Юг" в сообщении с Россией проходит через Западный маршрут, идущий через Азербайджан в Иран. По данной ветке в 2024 году перевезли порядка 14 млн тонн.
В декабре 2024 года правительство РФ одобрило проект соглашения между Москвой и Баку о совместном развитии транзитных грузовых перевозок МТК.
В документе указано, что цель соглашения заключается в "повышении эффективности транспортных связей и увеличении потенциала западного маршрута МТК "Север - Юг"".
РФ и Азербайджан будут обеспечивать свободное перемещение грузов по своим территориям при транзитных перевозках с учетом требований документа и законодательства двух стран. Правила таможенного контроля будут опираться как на соглашение с законодательством, так и на международные договоры, в которых участвуют Москва и Баку.
Документ также устанавливает гарантированный объем грузов, который должен быть перевезен из РФ в Азербайджан ежегодно после обновления железнодорожной инфраструктуры. С 1 января 2028 года он составит минимум 5 млн тонн, а после принятия соответствующего решения вырастет до 15 млн тонн каждый год.
Если Россия за год не перевезла заявленный объем грузов, РЖД будет обязана выплатить компенсацию ЗАО "Азербайджанские железные дороги". Если Баку откажется принять груз в необходимом объеме, выплату получит российская компания
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Морские вести России | 25.07.2025 |