27-01-25 / 2025
Новости отрасли
Авто: импорт растет, но не на сети

Судя по отчетам компании "РЖД", по стальным магистралям в 2024 году было перевезено на 3,7% меньше автомобилей, чем в предыдущем, но это если считать в тыс. тонн, а если брать контейнерные отправки (в TEU), то здесь номенклатура "автомобили и комплектующие", наоборот, подросла на 4,5%. Тем не менее автомобили стараются обходить железнодорожную сеть из-за высокой стоимости транспортировки, а также непредсказуемых сроков доставки, утверждают эксперты. В 2024 году в России реализовано почти 1,6 млн автомобилей, годом ранее – 1,32 млн машин. Об этом в начале 2025-го сообщил первый вицепремьер РФ Денис Мантуров в беседе с журналистами.

Большая часть транспортных средств – импорт. "Автостат Инфо" констатирует: Китай ввез в Россию чуть более 839 тыс. ед. автомобилей. Страна официально поставляет более 30 брендов. Доля китайских брендов растет даже в премиум-классе. В числе лидеров спроса – Haval. Объем регистраций с января по ноябрь 2024 года вырос на 82%, до 176,6 тыс. ед. Chery нарастили продажи за этот период на 37%, до 145,4 тыс. ед. Geely тоже в тройке лидеров, число регистраций – 141 тыс, что на 75% больше, чем годом ранее.

В 2025 году объем рынка, согласно отраслевой стратегии автопрома, сохранится на уровне 2024 года. По плану будет реализовано 1,58 млн ед. автотехники. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов и подчеркнул, что большая часть реализованной техники будет сделана в России. Минпромторг намерен увеличить производство к концу 2025 года до уровня в 1,1 млн ед. Но даже для производства отечественных авто необходимы поставки из-за рубежа. Максим Соколов, президент автомобильного концерна "АвтоВАЗ", сообщал: российский автомобиль – это почти 4,5 тыс. различных компонентов, из них более 1,5 тыс. – импортного производства. И заместить иностранные узлы и комплектующие невозможно, так как они не имеют отечественных аналогов. В конце мая 2024 года вице-президент по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин заявлял, что АвтоВАЗ перешел работать на советскую модель работы – держать запасы необходимых комплектующих на своих складах.

Итого по итогам года АвтоВАЗ произвел 525 525 российских авто.

До 2022 года автомобили в Россию импортировали европейские, американские и азиатские производители. Как рассказал Алексей Гагаринов, генеральный директор "Си Шиппинг", тогда, два года назад, компания сотрудничала с 18 производителями из разных стран. Теперь груз в Россию направляет, как правило, Китай, причем по морю.

"Почему контейнеры с автомобилями упорно направляют в дальневосточные порты? Непонятно. Один из китайских дилеров утверждает, что контейнеры в портах Дальнего Востока в ожидании разгрузки стоят не 4 месяца, а 6.

Причем стоят не бесплатно, а покупатели, не исключено, уже оплатили свои машины. Кто-то купил машину в 2024 году, а получил только в 2025-м", – добавляет он.

Он предлагает альтернативу – отправлять суда из Китая не в дальневосточные порты, а в порты русской Балтики. А. Гагаринов указывает на фото судна Flying Fish. Оно известно не только тем, что в феврале 2024 года село на мель у порта Бронка, но еще и тем, что установило рекорд по перевалке: импорт-экспорт составил 4594 контейнера. "Можно посчитать, сколько контейнерных поездов заменит одно судно такой вместимости", – говорит А. Гагаринов.

Есть альтернатива – отдавать груз железнодорожной сети. Перевозка автомобилей осуществляется в специализированном подвижном составе или в крупнотоннажных контейнерах. Но в контейнерах автомобилям нельзя гарантировать сохранность внешнего вида. А специализированный подвижной состав в дефиците. В мае 2024 года "РМ Рейл" на российско-китайском ЭКСПО в Харбине представил модель вагонаавтомобилевоза, разработанного по заказу китайской автомобильной компании Sino-Worlink International Supply Chain Management Co., Ltd. Российский производитель намерен поставить грузовой вагон в серию.

"Новый тип вагона, который планируется создать в сотрудничестве с "РМ Рейл", повысит эффективность предлагаемых логистических решений для производителей авто из Китая и увеличит пропускную способность железнодорожных магистралей", – отметила заместитель директора группы Sino-Worlink Жао Хао. А в сентябре прошлого года впервые легковые машины из Китая в Кузбасс отправили в открытом подвижном составе. Для защиты груза от внешних воздействий контейнеры типа open-top оснащены тентом. Первая прямая поставка китайских автомобилей в открытых контейнерах положила начало выстраиванию новой логистической цепочки, когда автомобили из Китая идут сразу в дилерские центры страны, минуя распределительный центр в Москве. "Проект позволяет расширить спектр предоставляемых компанией терминально-складских услуг и номенклатуры перерабатываемого груза на таможенном складе", – пояснила начальник отдела транспортного обслуживания Кузбасского агентства фирменного транспортного обслуживания Евгения Мочалова. Операторы – собственники автомобилевозов готовы доставить автомобили в любую точку России. Диапазон ставок, по информации аналитиков "РЖД-Партнера", в ноябре 2024 года составил от 3500 до 6700 руб. Для сравнения, годом ранее ставки варьировались от 3700 до 3600 руб.

В 2025 году объем рынка, согласно отраслевой стратегии автопрома, сохранится на уровне 2024 года. По плану будет реализовано 1,58 млн ед. автотехники. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2025