Судя по отчетам компании "РЖД", по стальным магистралям в 2024 году было перевезено на 3,7% меньше автомобилей, чем в предыдущем, но это если считать в тыс. тонн, а если брать контейнерные отправки (в TEU), то здесь номенклатура "автомобили и комплектующие", наоборот, подросла на 4,5%. Тем не менее автомобили стараются обходить железнодорожную сеть из-за высокой стоимости транспортировки, а также непредсказуемых сроков доставки, утверждают эксперты. В 2024 году в России реализовано почти 1,6 млн автомобилей, годом ранее – 1,32 млн машин. Об этом в начале 2025-го сообщил первый вицепремьер РФ Денис Мантуров в беседе с журналистами.
Большая часть транспортных средств – импорт. "Автостат Инфо" констатирует: Китай ввез в Россию чуть более 839 тыс. ед. автомобилей. Страна официально поставляет более 30 брендов. Доля китайских брендов растет даже в премиум-классе. В числе лидеров спроса – Haval. Объем регистраций с января по ноябрь 2024 года вырос на 82%, до 176,6 тыс. ед. Chery нарастили продажи за этот период на 37%, до 145,4 тыс. ед. Geely тоже в тройке лидеров, число регистраций – 141 тыс, что на 75% больше, чем годом ранее.
В 2025 году объем рынка, согласно отраслевой стратегии автопрома, сохранится на уровне 2024 года. По плану будет реализовано 1,58 млн ед. автотехники. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов и подчеркнул, что большая часть реализованной техники будет сделана в России. Минпромторг намерен увеличить производство к концу 2025 года до уровня в 1,1 млн ед. Но даже для производства отечественных авто необходимы поставки из-за рубежа. Максим Соколов, президент автомобильного концерна "АвтоВАЗ", сообщал: российский автомобиль – это почти 4,5 тыс. различных компонентов, из них более 1,5 тыс. – импортного производства. И заместить иностранные узлы и комплектующие невозможно, так как они не имеют отечественных аналогов. В конце мая 2024 года вице-президент по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин заявлял, что АвтоВАЗ перешел работать на советскую модель работы – держать запасы необходимых комплектующих на своих складах.
Итого по итогам года АвтоВАЗ произвел 525 525 российских авто.
До 2022 года автомобили в Россию импортировали европейские, американские и азиатские производители. Как рассказал Алексей Гагаринов, генеральный директор "Си Шиппинг", тогда, два года назад, компания сотрудничала с 18 производителями из разных стран. Теперь груз в Россию направляет, как правило, Китай, причем по морю.
"Почему контейнеры с автомобилями упорно направляют в дальневосточные порты? Непонятно. Один из китайских дилеров утверждает, что контейнеры в портах Дальнего Востока в ожидании разгрузки стоят не 4 месяца, а 6.
Причем стоят не бесплатно, а покупатели, не исключено, уже оплатили свои машины. Кто-то купил машину в 2024 году, а получил только в 2025-м", – добавляет он.
Он предлагает альтернативу – отправлять суда из Китая не в дальневосточные порты, а в порты русской Балтики. А. Гагаринов указывает на фото судна Flying Fish. Оно известно не только тем, что в феврале 2024 года село на мель у порта Бронка, но еще и тем, что установило рекорд по перевалке: импорт-экспорт составил 4594 контейнера. "Можно посчитать, сколько контейнерных поездов заменит одно судно такой вместимости", – говорит А. Гагаринов.
Есть альтернатива – отдавать груз железнодорожной сети. Перевозка автомобилей осуществляется в специализированном подвижном составе или в крупнотоннажных контейнерах. Но в контейнерах автомобилям нельзя гарантировать сохранность внешнего вида. А специализированный подвижной состав в дефиците. В мае 2024 года "РМ Рейл" на российско-китайском ЭКСПО в Харбине представил модель вагонаавтомобилевоза, разработанного по заказу китайской автомобильной компании Sino-Worlink International Supply Chain Management Co., Ltd. Российский производитель намерен поставить грузовой вагон в серию.
"Новый тип вагона, который планируется создать в сотрудничестве с "РМ Рейл", повысит эффективность предлагаемых логистических решений для производителей авто из Китая и увеличит пропускную способность железнодорожных магистралей", – отметила заместитель директора группы Sino-Worlink Жао Хао. А в сентябре прошлого года впервые легковые машины из Китая в Кузбасс отправили в открытом подвижном составе. Для защиты груза от внешних воздействий контейнеры типа open-top оснащены тентом. Первая прямая поставка китайских автомобилей в открытых контейнерах положила начало выстраиванию новой логистической цепочки, когда автомобили из Китая идут сразу в дилерские центры страны, минуя распределительный центр в Москве. "Проект позволяет расширить спектр предоставляемых компанией терминально-складских услуг и номенклатуры перерабатываемого груза на таможенном складе", – пояснила начальник отдела транспортного обслуживания Кузбасского агентства фирменного транспортного обслуживания Евгения Мочалова. Операторы – собственники автомобилевозов готовы доставить автомобили в любую точку России. Диапазон ставок, по информации аналитиков "РЖД-Партнера", в ноябре 2024 года составил от 3500 до 6700 руб. Для сравнения, годом ранее ставки варьировались от 3700 до 3600 руб.
В 2025 году объем рынка, согласно отраслевой стратегии автопрома, сохранится на уровне 2024 года. По плану будет реализовано 1,58 млн ед. автотехники. Об этом сообщил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 27.01.2025 |