Погрузка угля на РЖД в апреле показала спад – перевезено 26,4 млн тонн, что составляет -7% к аналогичному периоду 2024 года.
Статистика информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки" говорит о том, что основной спад коснулся перевозок угля внутри страны (здесь -9%). По экспорту снижение прослеживается в меньшей степени (-5%).
Возможны поддержка и рост?
Среди причин такого положения дел в апреле можно обозначить то, что несмотря на "высокую степень готовности" антикризисной программы для отрасли, перевозкам по железной дороге не становится лучше. Нюанс тут в том, что на РЖД поддержки угольщиков не было предусмотрено. В итоге это приводило к ситуации, что угольные предприятия снижают добычу до того объема, который сеть все же способна провести.
Правда, здесь ситуация может измениться, так как поддержка отрасли становится более реальной. Так, в майские праздники стало известно, что Владимир Путин поставил резолюцию на документе, поступившем от заместителя председателя Правительства России, курирующего топливно-энергетический блок, Александра Новака. Среди прочих мер поддержки отрасли в нем – предложение Республики Хакасия об установлении для угольных предприятий республики гарантированных объемов экспорта угля на восток по железной дороге. ОАО "РЖД" предложено заключить с угольщиками такое соглашение. Напомним, что с прошлого года угольщики Хакасии начали отгружать экспортные грузы на запад, но это не компенсировало потери по Восточному полигону. Изначально гарантию от монополии по экспортным отправкам угля на 2025 год получила только Кемеровская область.
Среди мер поддержки отрасли с точки зрения перевозок озвучивается предоставление угольным предприятиям со стороны ОАО "РЖД" с 1 мая по 31 декабря 2025 года скидки 12,8% на экспортные перевозки угля в западном и южном направлении. "Данная мера действовала в 2020 году. Это позволит сохранить объемы транспортировки угля по железной дороге", – прокомментировали в пресс-службе правительства Республики Хакасия. Кроме того, ФАС России, Минтрансу и Минэнерго РФ рекомендовано возобновить с 1 мая и до конца года действие понижающих коэффициентов на дальность и для энергетического угля (0,4 и 0,895 соответственно). Они действовали до 1 июня 2022 года.
Что увело уголь вниз
На показателях апреля также сказывается и неблагоприятная конъюнктура для экспорта: так, по прогнозу экспертов, в 2025 году цены на уголь в Азии останутся на низком уровне, что будет сдерживать его экспорт из РФ. Если обращаться к опыту Хакасии, то проблему рентабельности отправок с их предприятий обостряются как падающие цены на внешних рынках, так и сложность логистики до портов (в их случае – Юга и Северо-Запада).
К увеличению затрат на логистику российских экспортеров понуждает также переход на инновационные вагоны. Так, со II квартала текущего года угольщики Кузбасса вынуждены использовать полувагоны емкостью 75 т вместо типовых с емкостью 69 т, что на фоне мировых цен на уголь приводит к дополнительным убыткам. Если же грузить в обычные полувагоны, то квоты на уголь на РЖД уменьшаются пропорционально вместимости парка.
У экспертного сообщества среди причин снижения погрузки угля в апреле – сохранение слабого спроса на номенклатуру со стороны энергетиков и металлургов. Это то, что касается уже падения на внутреннем рынке. Такое мнение высказывает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов: "Первые месяцы 2025 года в северном полушарии были довольно теплыми, это привело к снижению потребности в угле для отопления".
По мнению эксперта, сокращение производства в металлургической области также влияет на объемы потребление угля: "В металлургии сохраняется кризисная ситуация, спрос на продукцию меньше, соответственно ее производят в меньших объемах".
Среди других причин, обозначенных Д. Барановым, – переход части перевозок угля на внутренний водный транспорт, что связано с ранним началом навигации на внутренних водных путях.
"Снижение погрузки угля в апреле говорит о том, что в отрасли сохраняется непростая ситуация, которая требует помощи государства в вопросах стимулирования спроса и увеличения перевозки угля по железной дороге. Но нужно отметить, что такие кризисы в угледобывающей отрасли бывали раньше, но затем она восстанавливалась, так будет и в этот раз", – резюмировал эксперт.
По его мнению, ограничения пропускной способности, привыкание к новым правила ПНД – не в топе причин сокращения перевозок номенклатуры угля: "Ограничения пропускной способности сдерживают перевозку всех видов грузов, не только угля, и считать это причиной низких отгрузок угля некорректно. В основном отрасль адаптировалась к изменениям в ПНД, добыча угля в стране продолжается, массовых увольнений нет, компании массово не банкротятся. Возможно, что пока не все компании привыкли к новым мерам регулирования, и в интересах государства оказать им помощь и поддержку, это сохранит отрасль, позволит ей стать эффективнее, а главное – обеспечит всех потребителей углем".
Перевалка угля в морских портах
Перевалка угля при всей ситуации на железной дороге в российских морских портах в апреле 2025 года выросла на 5,5% в сравнении с тем же месяцем 2024 года. За 4 месяца 2025 года она также прибавила – перевалено 60,8 млн т угля (+2,2%).
Согласно данным компаний, грузопотоки в апреле распределились неравномерно по направлениям. Например, на Балтике спад (-12,2%). Потери в основном связаны с перевалкой угля в Усть-Луге.
При этом грузопотоки распределились по направлениям неравномерно. На Балтике образовался спад (-12,2%) – в основном из-за потерь в перевалке угля в Усть-Луге.
В Дальневосточном бассейне перевалка увеличилась на 2,7%.
На причалах АЧБ – рост от 0,7 млн т в апреле 2024 года до 1,7 млн т в апреле 2025 года.
Поворот на юг
Наибольший прирост в объемах здесь показывает обработка угля в Тамани: по данным компаний, за 4 месяца 2025 года (в сравнении с тем же периодом прошлого года) объем перевалки угля и кокса увеличился там на 76,9% (с 3,5 до 6,1 млн т).
В апреле и марте перевалка составляла примерно по 1,1 млн т, тогда как в эти же месяцы 2024 года, опять же по данным компаний, она практически не прирастала. Наиболее значимый прирост показал ООО "ОТЭКО-Портсервис".
Редакция направила запрос в компанию с просьбой прокомментировать столь существенное событие – ждем ответ.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
16.05.2025 |