05-12-25 / 2025
Новости отрасли
Александр Пошивай: преодолеть логистические вызовы

В 2025 году логистические вызовы, обрушившиеся на Россию в сфере морских и речных перевозок из-за санкций, были успешно преодолены. Свою роль сыграла гибкость политики российских судовладельцев, признали в Минтрансе РФ. Вместе с тем сами участники рынка признали тот вклад, который внес в развитие отрасли заместитель министра транспорта России Александр Пошивай.

Александр Иванович – один из старожилов в сфере морских и речных перевозок. За его плечами огромный опыт. И он хорошо помнит, что в истории РФ были разные периоды отношения к отрасли. Был расцвет морских и речных пароходств, перевозивших грузы как отечественных, так и иностранных фрахтователей. Был и тот период, когда для нужд страны было решено использовать чужой флот, который привлекался уже на иных условиях. И сейчас приходится находить меры для решения вороха проблем, накопленных за этот период.

"Действия, которые мы предпринимали в течение последних лет, показали, что гибкость наших судовладельцев и грузовладельцев достаточно велика для того, чтобы адекватно реагировать на те многочисленные пакеты незаконных санкций, которые вводятся против нашей страны. При этом мы понимаем, что приоритетом для России является развитие собственного потенциала, собственного производства и оборудования", – сказал А. Пошивай.

До 2030 года замены требуют более 1700 судов. А. Пошивай отметил, что в идеале хотелось бы, чтобы это были отечественные суда и оборудование на них – тоже отечественное. Только такая задача не может быть решена за короткий период. "Минпромторг проделал огромную работу, и многое из того, что было критически важным, уже импортозамещено. Но еще многое остается в зоне кооперации", – сообщил А. Пошивай по поводу программы обновления флота и плана по развитию транспортного суверенитета страны.

Летом текущего года в Минтрансе также утвердили план по переориентации перевозок грузов с железнодорожного на внутренний водный транспорт. А. Пошивай отметил, что в РФ несмотря на все трудности удалось сохранить водный транспорт для обеспечения связанности регионов страны. В 2025 году были приняты дополнительные меры для поддержки внутрирегиональных перевозок, включая северный завоз, выделены средства на содержание водных путей и гидросооружений. В июне текущего года при участии представителей Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, судоходных компаний и отраслевых ассоциаций была создана рабочая группа для формирования мер по восстановлению грузовых перевозок речным транспортом. При ее участии утвержден комплексный план интеграции внутренних водных путей с железнодорожным и автомобильным транспортом. В частности, предполагается переориентация части грузоперевозок с РЖД на реки там, где есть параллельные маршруты. Для этого при участии Росморречфлота в регионах модернизируют старые терминалы и строят новые хабы. Намечены зоны роста в Татарстане, Пермском крае, Якутии, Московской, Омской и Амурской областях. Ведется работа и с другими субъектами РФ, заинтересованными в развитии мультимодальной логистики. Заметим, что часть новых проектов развиваются уже без железнодорожных путей – с перевалкой на автотранспорт.

Это старые речные терминалы непременно стыковались с железнодорожной составляющей. В планах – создание перегрузочного комплекса Джалинда (Амурская область) для регулярного судоходства между РФ и Китаем. Создание системы хабов увеличит речные перевозки на 20% к 2027 году и разгрузит РЖД. В 2025 году стали заметны подвижки в работах по ликвидации лимитирующих участков глубоководной системы рек и каналов РФ.

Строительство Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция Городецкого гидроузла на Волге позволит обеспечить проход судов с осадкой 3,6 м на всем Волго-Балте, что увеличит его пропускную способность. Текущие меры по обустройству водной инфраструктуры позволили в нынешнюю навигацию увеличить перевозки в основных бассейнах РФ. Грузопоток в Енисейском и БайкалоАнгарском бассейнах, по данным компаний, вырос на 16%, на ВолгоБалте – на 6,5%. А в целом водный транспорт перевез на 1,4% больше грузов, чем в прошлом году, сообщил Росстат. Что касается морских перевозок, то здесь акцент сделан на обеспечение стабильности сообщения с калининградским анклавом. Усилена инфраструктура ФГБУ "Морская спасательная служба". Дополнительный импульс получил Севморпуть. Продолжено строительство трансарктической подводной ВОЛС по маршруту Мурманск – Владивосток (проект "Полярный экспресс") для высокоскоростной связи в Арктике. А. Пошивай всегда выступал за системный подход к развитию внутреннего водного транспорта, за сочетание инфраструктурных мер, судостроительных льгот и кадровых инициатив. И такой подход в 2025 году оправдывает себя.

Утвержден комплексный план интеграции внутренних водных путей с железнодорожным и автомобильным транспортом. В частности, предполагается переориентация части грузоперевозок с РЖД на реки там, где есть параллельные маршруты

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер05.12.2025