За семь месяцев текущего года агропроизводители выбрали практически весь годовой объем финансовой помощи от государства на железнодорожные перевозки продукции зерновых.
В 2025-м на транспортировку сельскохозяйственной продукции, включая зерно, государство выделило более 8,3 млрд руб. в виде субсидий. В настоящее время практически весь лимит денежных средств уже исчерпан: перевозчики доставили 3,2 млн тонн агропродукции, на эти цели государством было выделено 7,8 млрд руб. С учетом скорости использования субсидий оставшиеся средства – 0,5 млрд руб. – будут распределены среди грузоотправителей в течение августа.
КАК РАБОТАЮТ ДЕНЬГИ
Субсидия предоставляется ОАО "РЖД" и ФГУП "Крымская железная дорога". С 2019 года они получают компенсацию за недополученные доходы от перевозки зерна с железнодорожных станций Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Тюменской областей в направлении 43 регионов России, включая Москву, Санкт-Петербург, Крым и Севастополь.
"По отдельным решениям предоставляются субсидии для вывоза в порты Азовско-Черноморского бассейна, Каспия", – рассказал "Гудку" вице-президент, председатель комитета по сельскому хозяйству "Опоры России" Сергей Соколов.
Компенсация потерь в доходах при транспортировке по льготному тарифу осуществляется Росжелдором в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом.
В основном субсидируются перевозки переработанных семян, масличных культур, овощей, удобрений, сои, рыбы и рыбной продукции.
МЕХАНИЗМ ПОЛУЧЕНИЯ
Для получения субсидии на отправку данных номенклатур грузоотправитель направляет в Минсельхоз России заявку на перевозку, где указывает объем груза, срок действия, прилагает необходимые документы (их перечень размещен на портале Минсельхоза). Параллельно грузоотправитель подает заявку на перевозку ГУ-12 в холдинг "РЖД", она направляется в Центр фирменного транспортного обслуживания на рассмотрение. Далее ЦФТО направляет ее также в Минсельхоз, после чего заявка рассматривается комиссией в соответствии с требованиями нормативной базы.
Заключение о возможности получения субсидии Минсельхоз адресует грузоотправителю в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки.
Отсутствие субсидий негативно отразится на объемах отправки зерновых по железной дороге как внутри страны, так и в экспортном сообщении.
"Потенциально это ведет к осложнениям, потому что с сентября, даже с конца августа, начинается первый большой этап уборки зерновых в Сибири. И без помощи государства отправлять зерновые покупателям внутри страны или в адрес портов на экспорт практически невозможно. Объемы отправок будут сильно сдержаны как раз за счет отсутствия субсидий", – отмечает Сергей Соколов.
В то же время он уточнил, что есть поручение премьер-министра о дополнительном субсидировании на текущий год, но даже если с ним найдутся резервы и ресурсы, рассчитывать стоит на декабрь.
В настоящее время получателями отечественных зерновых являются более 50 стран. По железной дороге продукция сельхозпроизводителей доставляется в Китай, Монголию, Киргизию, Казахстан, Азербайджан. Для отправки в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии продукция аккумулируется в портах для дальнейшей морской перевалки. С 2019 по 2025 год общий объем субсидий составил около 23,6 млрд руб. Их размер не фиксирован и рассчитывается индивидуально для каждой заявки.
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
Гудок |
10.08.2025 |