03-10-25 / 2025
Новости отрасли
Африканский экспресс: страны региона обсуждают с РЖД строительство железных дорог

Они откроют российским компаниям доступ к залежам полезных ископаемых, которыми также интересуются Китай и США

Ливия, ЮАР, Гана и Буркина-Фасо ведут с РЖД переговоры о строительстве и модернизации железных дорог, сообщили "Известиям" в компании. Зайти на этот рынок компания планирует вместе с российскими металлургами, говорят источники в отрасли. Это позволит начать новые проекты по добыче полезных ископаемых, в том числе ключевого для производства микроэлектроники лития, а также бокситов, кобальта, марганца и титана. Связка строительства новых дорог и освоения месторождений важна для перспектив окупаемости этих проектов, подчеркивают эксперты. С кем российским компаниям придется конкурировать на этом направлении и в чем основные риски подобных инвестиций – в материале "Известий".

РЖД хочет зайти в Африку

Африканский континент обладает огромным потенциалом как с промышленной, так и с логистической точек зрения. Для России это особенно актуально на фоне западных санкций. Интерес к региону активно проявляет РЖД. Общая протяженность железных дорог в Африке – около 70 тыс. км, тогда как в России – 180 тыс. При этом Африка превосходит по площади РФ почти в два раза. Ресурсы для развития логистики очевидны.

Россия и сейчас обеспечивает стабильное грузовое сообщение с регионом, доставляя товары к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, откуда они идут в Африку. В частности, так попадает в Египет, Алжир, Кению, Нигерию и ЮАР российское зерно. В 2025 году таким способом было доставлено 8 млн т зерновых грузов. Расширение железнодорожного сообщения, безусловно, откроет еще большие возможности. По сути, можно говорить о продолжении перспективного для РФ транспортного коридора "Север – Юг", который активно развивается по мере подключения новых партнеров.

РЖД изучает возможные инфраструктурные проекты сразу в нескольких африканских странах.

– Вопросы возможности строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в Буркина-Фасо, Гане, ЮАР, Ливии находятся в проработке, идет переговорный процесс, – сказали "Известиям" в компании.

Буркинийские власти действительно заинтересованы в модернизации и строительстве железнодорожной инфраструктуры с привлечением российских специалистов из РЖД, заявили "Известиям" в посольстве РФ в Уагадугу.

– Переговоры по данному направлению ведутся между профильными структурами двух стран, – сказали там. – Представители РЖД входят в состав российских делегаций высокого уровня, посещающих Буркина-Фасо.

При этом в контексте новых проектов речь идет не только о расширении возможностей российского АПК, но и добывающей промышленности. Это в первую очередь связано с намерениями РФ расширить присутствие на месторождениях африканских стран, выяснили "Известия".

– Одними из ключевых игроков на этом направлении могут быть российские металлурги. Интерес для них в регионе может представлять добыча титана, лития, урана, бокситов. В Африке много ресурсов, и Россия готова добывать их за рубежом, чтобы не растрачивать свои стратегические запасы, – сообщил "Известиям" источник в транспортной отрасли. – Но для таких проектов нужна инфраструктура, комплексные решения для развития добывающих и транспортных мощностей, строительство и расширение железных дорог. Поэтому РЖД вовлечена в этот процесс.

Российские дипломаты в Буркина-Фасо отметили, что "при разработке планов по реализации проектов с российским участием в области добычи полезных ископаемых на территории страны вопросы логистики имеют приоритетное значение" – потому что железные дороги наравне с автомобильными – это основные транспортные пути в стране.

– Как представляется, диалог РЖД с российской металлургической отраслью ведется на территории России в рамках обсуждения потенциальных проектов, – отметили в посольстве.

А власти Ливии заинтересованы не только в транспортных проектах, но и в совместной с РФ добыче полезных ископаемых, сообщил "Известиям" дипломатический источник. Россия уже пыталась построить железную дорогу в Ливии – еще при Муаммаре Каддафи, однако из-за разразившейся гражданской войны план реализовать не удалось.

Привлечение металлургов к транспортным проектам кажется весьма логичным. ЮАР и другие страны региона все же обладают достаточным опытом для управления национальной железнодорожной сетью. В августе в ЮАР решили открыть доступ к железнодорожной инфраструктуре частным операторам. Им выделены маршруты для перевозки топлива, железной руды, хрома, марганца, контейнеров. Поэтому строительство железных дорог как самоцель, без привязки к конкретным добывающим проектам, несет высокие экономические риски и может не окупиться, пояснил "Известиям" директор компании "Терминал Газ", ведущий эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Владимир Эскин.

Преимущества и риски проектов в Африке

В мире растет спрос на критические минералы, необходимые для высокотехнологичных отраслей и развития зеленой энергетики. А контроль над их месторождениями обеспечивает не только экономические, но и геополитические преимущества. В Африке для России выгоднее всего проекты, связанные с разведкой и добычей кобальта, марганца и бокситов, говорит Владимир Эскин. Заняться ими могли бы "Алроса", "Русал" и "Норникель".

– Гана – один из лидеров Западной Африки по залежам бокситов. Традиционно интерес российских компаний (в первую очередь РУСАЛ) был сконцентрирован в Гвинее, однако Гану не следует списывать со счетов – эта страна имеет благоприятный деловой климат, налаженную портовую инфраструктуру и не страдает от серьезных вызовов в области безопасности, – уточнил младший научный сотрудник программы "Африка в фокусе российских интересов" ИМИ МГИМО Иван Копытцев.

Бокситы используются в черной металлургии, в том числе для создания алюминиевых изделий. В случае с Буркина-Фасо необходима комплексная геологоразведка: на данный момент в стране активно занимаются золотодобычей.

Для РФ большой интерес представляет литий, который Россия пока самостоятельно не добывает, – в условиях гонки по электрификации он просто необходим для развития микроэлектроники. Запасы лития, а также марганца сосредоточены в том числе в Гане и ЮАР. Южно-Африканская Республика также богата залежами титана. По ряду позиций доля Африки в мировых запасах ресурсов весьма существенна: более 40% по бокситам, 50% по марганцу и кобальту, также необходимому для производства аккумуляторов.

Однако РЖД все же рассматривает новые бизнес-проекты в Африке с большой осторожностью, говорит "Известиям" источник в транспортной отрасли. Согласование инвестиций существенно осложняет политическая нестабильность на африканском континенте. Ливия до сих пор не может оправиться от серии гражданских войн: периодически там вспыхивают вооруженные конфликты. В Буркина-Фасо то и дело происходят госперевороты. После очередного из них страна вышла из западноафриканского экономического сообщества (ЭКОВАС), хотя до этого 50 лет участвовала в работе объединения. Пожалуй, в этой связке наиболее безопасными для инвестиций остаются Гана и ЮАР.

– Расчет на рост товарооборота оправдан лишь при реализации комплексной стратегии, а не точечных проектов. Преимущество здесь не только в краткосрочной финансовой отдаче, но и в долгосрочном доступе к ресурсам и усилении политического влияния. Военное и политическое сопровождение проектов критически важно для защиты инвестиций в условиях высокой конкуренции и нестабильности, – считает Владимир Эскин.

В целом у России налажены хорошие отношения с большинством стран Африки, в том числе через поставки зерна, а также военно-техническое сотрудничество. Но дальше возникает вопрос экономической целесообразности, подчеркивает замдиректора центра изучения Африки НИУ ВШЭ Всеволод Свиридов.

– Один проект по добыче полезных ископаемых не даст достаточную загрузку для рентабельности новых железных дорог. Нужен более системный подход. Например, РЖД может как оператор участвовать в модернизации транспортных систем, цифровизации управления железнодорожным хозяйством, подготовке кадров. И только на основе этих стратегий они могли бы заходить на рынок в долгосрочной перспективе. Кроме того, строительство трансграничных железнодорожных проектов требует согласования с несколькими странами и сложных схем финансирования, – сказал эксперт.

Еще один вариант – это поставки подвижного состава. Этим занимается, в частности, "Трансмашхолдинг". После этого, вероятно, можно будет переходить к полноценному строительству железнодорожных линий.

Конкуренты российских компаний в Африке

При этом, конечно, не дремлют и конкуренты, особенно на восточном побережье Африки. Например, Китай планирует инвестировать $1,4 млрд в модернизацию железной дороги TAZARA, которая соединяет медные шахты Замбии с портом в Танзании. На западном "орудуют" США: американцы уже вложили более $500 млн в маршрут от Конго до порта Анголы для экспорта меди, кобальта и лития.

Ускорить реализацию российских проектов могло бы строительство там плавучих электростанций для энергообеспечения удаленных месторождений. Это значительно повысит привлекательность российских предложений в Африке, заметил Эскин. В последнее время "Росатом" как раз активно занялся этим направлением, но пока в основном в Юго-Восточной Азии, где много островных государств. К 2030 году отечественные ПАТЭС могут полноценно выйти на международный рынок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия03.10.2025