09-07-25 / 2025
Новости отрасли
Афганистан вышел на большую дорогу

В последние дни резко увеличилось количество упоминаний Афганистана в контексте логистических проектов. Особенно много новостей об этом поступило с полей саммита Организации экономического сотрудничества, прошедшего на прошлой неделе в Ханкенди (Азербайджан).

АФГАНСКИЙ ТРАНЗИТ НАРАСХВАТ

Так, премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов на встрече с вице-премьером Афганистана Абдул Гани Барадаром сообщил о намерении присоединиться к строительству планируемой Трансафганской магистрали.

"Афганистан является мостом между Центральной и Южной Азией. Строительство трансафганской железной дороги будет способствовать развитию всего региона", - заявил Олжас Бектенов. В ближайшее время стороны намерены подписать меморандум об инвестициях Казахстана в строительство железнодорожного участка Тургунди – Герат.

Пакистан и Узбекистан также договорились сотрудничать в деле ускорения строительства Трансафганской магистрали. "Стороны подчеркнули важность этого проекта для расширения транспортных связей между странами и выхода к южным портам", - сообщают узбекистанские СМИ без дополнительных деталей. Впрочем, об интересе Узбекистана к транзитному потенциалу Афганистана говорится уже давно. Страна, не имеющая выхода к морю, активно стремится получить доступ к пакистанским портам.

Провел переговоры с Абдул Гани Барадаром и премьер-министр Азербайджана Али Асадов. Афганский вице-премьер пригласил Азербайджан инвестировать в ключевые секторы экономики Афганистана, в том числе в строительство железных дорог. Фото: Ariana News

ИРАН ХОЧЕТ УСКОРИТЬСЯ

Буквально на днях прошли переговоры между делегациями Ирана и Афганистана. В числе достигнутых договоренностей упоминаются ускорение строительства последнего участка железной дороги Хаф – Герат (147 км на афганской территории), доведение уже построенных участков до нормативного состояния и предоставление Афганистану доступа к иранским портам на побережье Персидского залива. Фото: railway.uz

В ходе переговоров было отмечено, что экспорт минерального сырья из Афганистана имеет стратегическое значение для обеих стран, и заявлено о необходимости создания альтернативного маршрута в обход санкционных ограничений, который будет функционировать в связке с иранским портом Чабахар (Иран) в Оманском заливе. Сейчас в Иране идет строительство железной дороги Чабахар – Захедан, завершить которое планируется уже в текущем году. Запланирован и железнодорожный участок от Захедана до станции Милак на границе с Афганистаном, но пока на его строительство не выделено финансирование.

ФАКТОРЫ УСПЕХА

"Многие страны, прежде всего соседи Афганистана, будут предлагать ему проекты магистральных коммуникаций", - уверен эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ) Александр Караваев.

Этому, по его словам, способствует совпадение двух факторов. Во-первых стабилизировалась власть в Кабуле. Москва первой из заинтересованных стран пошла на политическое подтверждение сложившихся реалий и признала правительство Талибана. Это поворотный момент истории для нынешнего Афганистана, при этом другие соседние государства имеют посольства Афганистана в своих столицах, и фактически поддерживают экономические отношения. "Второй фактор связан с макроэкономикой. Наступает момент, когда афганские ресурсы могут быть полноценно вовлечены в торгово-экономический оборот, влияя на промышленный рост всех участников данных проектов", - говорит Александр Караваев. Сквозные железнодорожные коммуникации дадут доступ к разработанным горнорудным ресурсам и тем проектам, которые еще предстоит осваивать (таких в Афганистане большинство) – от добычи и экспорта угля, который фактически уже обсуждается, до производства медного концентрата, железной руды, добычи свинцово-цинковых руд, и прочих цветных металлов.

ШАНС НА РАЗВИТИЕ "Узбекистан с участием России готов инвестировать в железную дорогу Мазари- Шариф-Герат-Кандагар. Казахстан интересуется участком железной дороги Тургунди-Герат Трансафганского коридора, готов участвовать в создании транспортно-логистического центра в Герате. Азербайджан и Туркменистан – участники Лазуритового коридора (проект транспортной системы между Турцией, Грузией, Азербайджаном, Туркменистаном и Афганистаном). Иран и Пакистан – традиционные ворота для выхода афганской экономики на океанские порты. Фото: railway.uz Постепенно будут реализованы транспортные проекты в нескольких направлениях, что укрепит региональные связи Кабула", - говорит эксперт КИСИ. Таким образом, Афганистан получит серьезный импульс развития не только для горнодобывающей промышленности, но в целом для промышленного строительства, мелиорации, транспорта.

Отдельно нужно упомянуть, что эти проекты будут позитивно влиять на инженерно-техническое оснащение страны и рост интереса афганцев к получению соответствующего образования. Заинтересованность правительства Талибана в этом сценарии развития их страны уже видна, резюмирует Александр Караваев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.07.2025